Dodge Challenger: мощный американец
В автомобильной истории Америки золотой эрой считается период с конца 50-х по начало 70-х годов. Именно тогда появились многие знаменитые модели из США. Большинство из них – купе и кабриолеты с большими и мощными V8 под капотом. Один из них – легендарный Dodge Challenger.
Dodge Challenger относится к так называемым pony cars («автомобили-пони»). Основателем этого сегмента стал Ford Mustang 1964 года. В Dodge долгое время не было конкурента Mustang, но помогли коллеги из Plymouth (еще одного подразделения концерна Chrysler) – предоставили платформу модели Barracuda. Для Challenger ее немного увеличили и длина выросла до 4790 мм. При этом автомобиль получился невероятно широким (1930 мм) и низким (1290 мм).
К тому же, дизайнер Карл Кэмерон разработал яркий внешний вид. Купе и кабриолет привлекали длинным капотом, сдвинутым назад салоном и высокой оконной линией. Выделялись выразительные воздухозаборники на капоте и выштамповки на боковинах. Усиливали впечатления необычайно яркие цвета кузова с оригинальными названиями: «сумасшедшая слива», «банан», «манго».
На выбор предлагали два варианта оформления салона: роскошная версия SE была декорирована кожей внутри, а в варианте R/T были предусмотрены спортивное рулевое колесо и приборная панель с тахометром. Интересно, что рукоятка рычага коробки переключения передач по форме напоминала пистолетную. Установили и сиденья с интегрированными подголовниками. За доплату предложили кондиционер, автоматическую трансмиссию и гидроусилитель руля. Базовая версия стоила 2850 долларов, то есть 20 тыс. долларов по современному курсу.
Линейка моторов Dodge Challenger оказалась весьма широкой. Базовая версия получила 3,7-литровую рядную «шестерку» мощностью 145 л. с. Также были доступны V8 объемом 5,2 л (230 л. с.), 5,6 л (275 л. с.), 6,3 л (335 л. с.) и 7,2 л (375 л. с.). Особняком стоял вариант Challenger R/T Hemi, оснащенный 7,0-литровой «восьмеркой» с полусферическими камерами сгорания. Она развивала 425 л. с. и обладала внушительным максимальным крутящим моментом в 675 Н∙м. Разгон до 100 км/ч занимал 5,5 с, а максимальная скорость составила 235 км/ч. Традиционный заезд на 402 м (¼ мили) осуществлялся за 13,5 с. Такая версия оснащалась передними дисковыми тормозами и дифференциалом повышенного трения.
Однако V8 Hemi был предназначен, прежде всего, для гонок и не слишком хорошо подходил для повседневного использования. Да и стоила эта опция прилично – почти 800 долларов. Поэтому добавили более доступную альтернативу: 7,2-литровый V8 в версии 440 Six Pack (с тремя двухкамерными карбюраторами) развивал 390 л. с. и позволял разгоняться до 100 км/ч за 5,9 с, но доплата за него составляла всего 250 долларов. К тому же, этот мотор был более эластичным и лучше чувствовал себя в городских условиях.
Еще одной интересной модификацией стал Challenger T/A. По сути, это был вариант гоночного автомобиля. Для допуска к соревнованиям Trans-Am нужно было выпустить серию дорожных машин. Их облегчили на 50 кг, установили стеклопластиковый капот с воздухозаборником и задний спойлер. Благодаря технологии Six Pack мощность 5,6-литровой «восьмерки» была официально увеличена до 290 л. с., хотя реально составила около 320-350 л. с. По динамике Challenger T/A не слишком уступал версии с Hemi – 5,8 с до 100 км/ч и максимальные 220 км/ч. А вот управлялся он гораздо лучше благодаря меньшему весу, перенастроенной подвеске и улучшенным тормозам.
Dodge Challenger неплохо продавался: за год удалось выпустить почти 77 тыс. купе и кабриолетов. Конечно, большую часть из них составляли доступные версии. Challenger T/A собрали 2400, а Hemi и вовсе стал эксклюзивом – 356 единиц, из которых всего 9 кабриолетов. А одно купе получило эксклюзивный кузов от итальянского ателье Frua.
Однако в следующем году уровень продаж упал почти втрое – до 27 тыс. машин. Причинами стали ужесточенные экологические нормы и возросшая стоимость страховки на версии большой мощности. К тому же, Challenger T/A был снят с производства, а 6,3-литровый мотор дефорсирован до 300 л. с. Только 71 автомобиль получил V8 Hemi.
Год спустя перечень двигателей был еще сокращен в угоду экологии. Ушли в прошлое все V8 объемом свыше 6 л, а флагманским стал 5,6-литровый 240-сильный мотор, с которым разгон до 100 км/ч занимал около 8,5 с. Новые стандарты безопасности заставили отказаться от кабриолета. Несколько обновили переднюю часть и салон, хотя это не спасло от падения спроса.
Окончательно «добил» Dodge Challenger топливный кризис. Прожорливые V8 стали очень непопулярными и в 1974 году было решено снять модель с производства.
Впрочем, через четыре года концерн Chrysler вернул Challenger. Правда, новичок не имел ничего общего со своим предшественником, кроме названия. Это был японский Mitsubishi Galant Lambda, который решили продавать в США под маркой Dodge. Его 2,6-литровая «четверка» была экономичной, но не обеспечивала надлежащие динамические характеристики. Естественно, такой Challenger пользовался очень малым спросом.
Тем не менее, интерес к Dodge Challenger оказался очень высокий, а классические модели 1970-1971 годов постепенно стали очень цениться коллекционерами. Стоимость версий с Hemi легко превышает полмиллиона долларов. Challenger стал культовым.
Неудивительно, что в начале XXI века Chrysler предпринял еще одну попытку возродить знаменитую модель. На этом раз получилось гораздо лучше. Dodge Challenger 2008 года с виду ну очень напоминает легендарного предка, а под капотом прячется современный V8 Hemi.
Поначалу 6,1-литровая версия SRT развивала 425 л. с., затем появился 6,4-литровый 470-сильный вариант. Особого упоминания заслуживают сверхмощные компрессорные купе – 707-сильный Dodge Challenger Hellcat и Challenger Demon мощностью 840 л. с. Последний стартует до 100 км/ч всего за 2,3 с и развивает 270 км/ч. При этом модель остается доступной: цены стартуют с 28 тыс. долларов и даже сверхскоростной Demon оценили в 86 тыс. Модель пользуется спросом и вскоре появится ее новое поколение.