Honda NSX: культовая «японка»
Рубеж 80-х и 90-х годов – период настоящего расцвета японской автопромышленности. Экономика Страны Восходящего солнца находилась на пике и автопроизводители представили немало интересных высокотехнологичных моделей. Самым ярким и знаменитым из них является купе Honda NSX.
Разработку спортивного Honda начали в 1984 году, когда в сотрудничестве с итальянским кузовным ателье Pininfarina создали обтекаемый концепт-кар HP-X с 2,0-литровым двигателем от болида Формулы-2. Далее разработку купе продолжили своими силами под руководством Сигеру Уехара. Как и прототип, серийную модель сделали среднемоторной, а ради снижения веса решили создать монокок из алюминиевых сплавов. Это позволило сэкономить целых 200 кг. Ранее такая конструкция использовалась исключительно в гоночных автомобилях.
В 3,0-литровом V6 применили легкий титан, установили систему регулировки фаз газораспределения VTEC и электронный дроссель. Мощность достигла 270 л. с. при 7300 об/мин, а пиковый крутящий момент – 285 Н•м при 6500 об/мин. Сам двигатель установили поперечно, что позволило уменьшить длину Honda до 4,4 м. Среди других новшеств следует отметить антиблокировочную систему тормозов ABS и первый в мире электроусилитель руля.
Дизайн разрабатывал молодой стилист Кен Окуяма. Работая над внешним видом купе он черпал вдохновение, наблюдая за реактивными истребителями F-16. Именно поэтому пассажирский отсек автомобиля с большой площадью остекления и тоненькими стойками крыши напоминает колпак самолета. Высота составила всего 1170 мм. Передние фары сделали выдвижными. Авиационные технологии применили и при окраске кузовных панелей из алюминиевого сплава. Автомобиль получился не только привлекательным, но и обтекаемым: коэффициент лобового сопротивления составил 0,32. А задние спойлер и диффузор создавали неплохую прижимную силу.
Салон же выглядел более консервативно – с обычными циферблатами приборов, наклоненной центральной консолью и отделкой черной кожей. Комплектация получилась весьма богатой –климат-контроль, две подушки безопасности, аудиосистема, круиз-контроль, электропакет.
В конце 80-х в Формуле-1 не было равных болидам McLaren с двигателями Honda. Поэтому не удивительно, что доводку купе поручили легендарному пилоту McLaren Айртону Сенне. За рулем автомобиля он провел не один час тестов на автодроме Сузука. В результате его работы удалось добиться отточенной управляемости на уровне Ferrari и Porsche.
Концепт-кар NS-X показали в феврале 1989 на автосалоне в Чикаго, а полгода спустя на Токийском автошоу представили серийная Honda NSX. Автомобиль стал настоящей сенсацией, а после первых тест-драйвов в прессе появились восторженные отзывы журналистов. Купе было легким (1350 кг), а потому разгонялось до 100 км/ч за 5,9 с и развивало приличные 270 км/ч. Также отмечали очень сбалансированное шасси и умеренный расход топлива – 13,8 л/100 км в городе и 7,8 л/100 км – на трассе.
Поначалу автомобиль выпускали мелкими сериями – за первый год собрали 1940 NSX. Но постепенно объемы производства нарастили до 8000 машин в год. Вскоре наряду с 5-ступенчатой механической трансмиссией представили с 4-ступенчатый «автомат», появился и вариант NSX-T со съемными панелями крыши. В США модель представили, как Acura NSX.
Особняком стояла Honda NSX-R, выпущенный в количестве 500 штук. Его массу снизили до 1230 кг за счет использования в конструкции карбона и отказа от кондиционера, аудиосистемы и даже запасного колеса. Подвеску и рулевое управление усовершенствовали.
В 1997 году купе получило новый 3,2-литровый двигатель. Он стал немного мощнее (280 л. с. при 7300 об/мин), но, главное, его сделали более тяговитым на низких оборотах – максимальный крутящий момент достиг 304 Н•м при 5500 об/мин. NSX стала быстрее: разгонялся до 100 км/ч за 5,7 с и развивал 274 км/ч.
В 2002 году модель обновили. Наиболее заметными внешними изменениями стали новые ксеноновые блок-фары. Список опций пополнили CD-чейнджер и система бесключевого доступа. Вместе со стандартной моделью представили и второе издание NSX-R, которое могло достичь 100 км/ч за 4,7 с. Кроме того, изготовили пять эксклюзивных NSX-R GT стоимостью почти полмиллиона долларов. По сути это были гоночные болиды для дорог общего пользования.
Но в начале XXI века постепенно стало понятно, что модель начала устаревать. Ежегодные продажи сократились до нескольких сотен единиц. Поэтому в 2005 году руководство Honda решило прекратить выпуск модели. Последняя NSX первого поколения была продан летом 2006 года.
Honda NSX не только показала возможности японской марки, но и неплохо проявил себя в автоспорте. Доработанный вариант NSX-R принимал участие в 24-часовой гонке в Ле-Мане и в 1995 году победил там в своем классе GT2. Кроме того, на счету модели – победы в американских чемпионатах SCCA (в 1997 году) и IMSA GTP Lights (в 1990, 1992 и 1993 годах). Добилась NSX успехов и на родине – японскую кузовную серию SuperGT он выигрывал в 2000 и 2004 годах, а также в 2007 году, когда серийную модель уже сняли с производства.
В Honda практически сразу намеревались продолжить жизнь весьма успешной модели. Еще с 2006 года велась разработка его наследника. Его планировали, как переднемоторное купе с 3,4-литровым 500-сильным V8. Но из-за кризиса автомобиль не смогли запустить в производство, хотя гоночную версию все-таки создали и в 2010 году она даже выиграла чемпионат SuperGT.
Тем не менее, новая NSX все же появилась в 2015 году. Она сохранила среднемоторную компоновку, но стала полноприводным гибридом. Бензиновый 3,5-литровый V6 с турбонаддувом дополнили тремя электродвигателями, что увеличило мощность до 573 л. с., а максимальный крутящий момент – до 645 Н∙м. Купе ощутимо тяжелее предшественника, но разгоняется до 100 км/ч за 2,9 с и способно развить 307 км/ч. А недавно появилась и новая Honda NSX Type S с 600 л. с., так что развитие модели продолжается.