Volkswagen Karmann-Ghia: юбилей массового спорткупе
Volkswagen Beetle не только стал самой массовой моделью всех времен и народов, но и послужил основой для целой линейки автомобилей. Среди них – микроавтобус Т1, вседорожник Kübelwagen и даже первый Porsche – модель 356. Свой спортивный автомобиль на платформе Beetle разработали и в Volkswagen, а назвали его Karmann-Ghia. В этом году модель празднует свое 65-летие.
История Karmann-Ghia весьма необычна и берет свое начало в 50-х годах. Благодаря Beetle марка Volkswagen стала на ноги и постепенно было решено расширить модельный ряд. Руководство решило создать яркую имиджевую модель – элегантное спорткупе. Разработка дизайна была поручена известным мастерам из кузовного ателье Ghia. Однако, ни один из предложенных эскизов не устроил заказчика. Зато представителям Volkswagen пришелся по душе концепт-кар Chrysler d’Elegance 1953 года авторства стилиста Луиджи Сегре: именно он и лег в основу будущей модели. Правда, для этого пришлось удлинить платформу Beetle на 300 мм, поэтому длина автомобиля составила 4140 мм.
Серийную модель показали в 1955 году и назвали Karmann-Ghia Туре 14. В названии подчеркивались дизайн от Ghia и предприятие Karmann в Оснабрюке, выбранное для сборки купе. Новый Volkswagen сразу привлек внимание автолюбителей элегантным дизайном – длинным капотом, аркообразной линией крыши, изгибом задней части и профилированными боковинами. Отделка салона была гораздо лучше, чем у «Жука». Но с технической точки зрения он оставался близким родичем Beetle, поэтому получил скромную 1,2-литровую оппозитную «четверку» мощностью всего 30 л. с. Максимальная скорость составила 116 км/ч, да и управляемость заднемоторного купе была не самой лучшей. Тем не менее, Karmann-Ghia сохранил главный козырь Volkswagen – доступность. Пусть он и стоил, как два «Жука», но был ощутимо дешевле других спортивных автомобилей.
Karmann-Ghia постоянно обновлялась параллельно с Beetle. Уже год спустя мощность двигателя выросла до 34 л. с., а в 1957 году к купе присоединился изящный кабриолет. Уровень продаж оказался очень неплохим. За первый год удалось собрать почти 13 тыс. машин, а в 1959 году – уже 20 тыс. Особенно популярными Karmann-Ghia оказались не только в Европе, но и в Латинской Америке, поэтому их сборку наладили в Бразилии.
Тем временем в Volkswagen уже вовсю шла работа над полностью новым Karmann-Ghia Type 34. Он использовал более современную платформу новой модели Volkswagen Туре 3 и несколько подрос в размерах. Новичок оказался быстрее, ведь получил новые двигатели объемом 1,5 л (44 л. с.) и 1,6 л (50 л. с.). Салон стал просторнее, а багажников было предусмотрено целых три: по одному спереди, сзади и за креслами второго ряда. Список опций пополнили кондиционер и люк в крыше. Внешний вид снова разрабатывали специалисты Ghia, но на сей раз их творение получилось менее успешным. Граненные линии и углы не очень-то пришлись по душе покупателям и спрос на Туре 34 оказался очень низким. Ежегодно продавали примерно по 5 тыс. этих купе, поэтому в 1969 его решили снять с производства, выпустив всего 42,5 тыс. машин.
Интересно, что с появлением Туре 34 его предшественника Туре 14 продолжили собирать. Мало того, он оказался гораздо популярнее, чем более современная модель второго поколения. Тем боле, что наконец и первый Karmann-Ghia оснастили новыми двигателями. Сначала купе и кабриолет в 1965 году получили 1,3-литровый 40-сильный мотор, а пять лет спустя – 1,6-литровый 50-сильный. Самый мощный вариант развивал 140 км/ч. Кроме того, автомобиль получил новые бамперы и оптику, у него были серьезно модернизированы рулевое управление и передняя подвеска, установлены дисковые тормоза передних колес. Среди опций появилась полуавтоматическая трансмиссия. Volkswagen Karmann-Ghia первого поколения находился на конвейере вплоть до 1974 года и за это время на заводах в Германии и Бразилии было собрано почти 470 тыс. купе и кабриолетов – фантастический показатель для спортивной модели.
Однако на этом история Karmann-Ghia не заканчивается. Бразильское подразделение Volkswagen решило создать собственный вариант модели – преемника Туре 34. Над дизайном купе работал знаменитый итальянский стилист Джорджетто Джуджаро. Новинка, получившая обозначение Туре 145, получилась очень похожей на Porsche 911 благодаря огромным круглым фарам и большому углу наклона задних стоек крыши. Усовершенствованный 1,6-литровый двигатель развивал 65 л. с. и разгонял автомобиль до 145 км/ч. Туре 145 был доступен только в латиноамериканских странах. В 1970-1976 годах было произведено чуть более 18 тыс. этих купе.
В середине 70-х Volkswagen Karmann-Ghia приняло купе Scirocco, построенное на платформе другой массовой модели – хетчбэка Golf. Сейчас Karmann-Ghia считается доступной классикой, ведь он сочетает в себе низкую цену, простоту в эксплуатации и элегантный дизайн от итальянских мастеров из Ghia.