Джорджетто Джуджаро – мастер автодизайна
Во все века Италия была богата людьми искусства – художниками, архитекторами, скульпторами. Гениальные Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело прославили страну своими шедеврами. Неудивительно, что именно на Аппенинах творят и наиболее талантливые автодизайнеры. Лучшим из них считается Джорджетто Джуджаро, признанный самым выдающимся автомобильным стилистом всех времен и народов.
Джорджетто Джуджаро родился в 1938 году в творческой семье, ведь его отец и дед были художниками. Однако сам он выбрал другой вид искусства и в возрасте 14 лет поступил в школу промышленного дизайна в Турине. Именно там юного гения заприметил известный стилист Нуччо Бертоне. Джорджетто сразу предложили работу, а в 1959 году он порадовал и своим первым творением – изящным купе Alfa Romeo 2600 Sprint.
Молодой дизайнер не боялся экспериментировать, а его проекты в Bertone отличались экстравагантным дизайном и смелыми решениями. Так, у Chevrolet Testudo вместо дверей открывалось лобовое стекло с частью крыши. А эксклюзивный Ferrari 250 GT так пришелся по душе Нуччо Бертоне, что тот забрал его себе в качестве личного авто. Впрочем, Джуджаро никогда не отказывался от работы над более доступными моделями вроде Mazda Familia или Fiat 850 Spider.
Сделав себе имя, Джуджаро задумался об открытии собственного бизнеса и в 1966 году покинул Bertone. Конечно, для создания ателье дизайна необходимы немалые средства, поэтому некоторое время он подрабатывал в студии Ghia. Там Джуджаро спроектировал обтекаемый Maserati Ghibli и неординарный De Tomaso Mangusta.
В 1968 году Джорджетто Джуджаро с партнером Альдо Мантовани основали близ Турина ателье ItalDesign. Конечно, новой компании важно было заявить о себе и стилист не подкачал. Концепт-кар Bizzarini Manta впечатлял обтекаемым силуэтом с выдвижными фарами и достигал всего метр в высоту. По сути, он предопределил развитие дизайна спортивных автомобилей на десятилетия вперед.
Вскоре последовали не менее впечатляющие Porsche Tapiro и Alfa Romeo Caimano, сформировавшие фирменный граненый стиль ItalDesign. А в 1971 году Джуджаро шокировал публику ярким Maserati Bora. Низкое купе не только выглядело впечатляюще, но и было одним из самых быстрых автомобилей своего времени. Его 320-сильный двигатель V8 позволял развивать 275 км/ч.
По-настоящему культовым стал Lotus Esprit 1975 года – еще одно важное творение ItalDesign. Для своего времени он был быстрым (220 км/ч) и относительно недорогим. На Lotus Esprit даже Джеймс Бонд пересел, причем в кинофильме «Шпион, который меня любил» автомобиль в мгновение ока превращался в подводную лодку.
Особого упоминания заслуживает DeLorean DMC12 1981 года, прославившийся благодаря фильму «Назад в будущее». Для фантастической киноленты понадобился футуристический автомобиль и на роль машины времени как нельзя лучше подошло купе с поднимающимися вверх дверями. Интересно, что DeLorean не красили: их металлические кузова полировали до блеска и покрывали специальным защитным раствором.
Но большинство работ Джуджаро в ItalDesign составляли не эксклюзивные суперкары, а массовые модели. Именно он является автором дизайна самого первого Volkswagen Golf 1974 года, а также Audi 80, Fiat Panda, Lancia Delta, Renault 19 и 21. Мало того, в ателье начали проектировать внешний вид мотоциклов Ducati, поездов Pendolino и даже фотоаппаратов Canon.
Периодом расцвета ItalDesign считаются 90-е годы, ведь именно тогда ателье окончательно утвердилось, как лидер в своей отрасли. Ведущие мировые автопроизводители пользуются услугами итальянского стилиста. Джуджаро работает над впечатляющим купе Lamborghini Cala и над миниатюрным Daewoo Matiz, создает причудливый концепт-кар BMW Nazca и солидный Lexus GS. Даже самый популярный украинский автомобиль Daewoo Lanos тоже является творением ItalDesign.
Конечно, со столь огромным количеством заказов сам Джорджетто Джуджаро уже не мог справляться, поэтому сформировал команду стилистов. Кроме того, по его стопам пошел и сын Фабрицио.
В общей сложности перу Джуджаро принадлежат свыше сотни различных автомобилей. Среди прочего, он спроектировал хорошо известные в наших краях Chevrolet Lacetti, Daewoo Espero, Fiat Grande Punto, Seat Leon, SsangYong Korando, Suzuki SX4. Итальянский стиль одинаково хорошо прижился на спортивных купе и компактных городских автомобилях, на представительских моделях и кроссоверах.
С 2010 года ателье ItalDesign является частью концерна Volkswagen, а пять лет спустя Джорджетто Джуджаро ушел на заслуженный отдых. Тем не менее, его команда продолжает удивлять нас яркими проектами, а новейшее творение ItalDesign – стильный суперкар Nissan GT-R50.