Фердинанд Пиех: отец Audi Quattro и Bugatti Veyron
Великие автомобильные менеджеры покидают нас. Печальная новость пришла на днях из Германии. На 82-ом году жизни скончался многолетний руководитель Volkswagen Фердинанд Пиех. Он прославился не только как талантливый бизнесмен, но и как конструктор, не боявшийся смелых и порой рискованных решений.
Фердинанд Пиех родился в 1937 году в Вене, а назвали его в честь дедушки – легендарного Фердинанда Порше. Да и дядя его – Фердинанд Порше-младший, также прославился как многолетний руководитель Porsche. Стоит ли удивляться, что он выбрал автомобильную отрасль?
После окончания в 1962 году технического университета Цюриха Пиех начал работать в спортивном подразделении Porsche. Там он участвовал в создании болида Формулы-1 Porsche 804 и спортпрототипа 906. Но главным его детищем стал, конечно же, Porsche 917.
Пиех решил сделать подарок своему дяде Фердинанду Порше – добыть первую для марки победу в Ле-Мане. Поскольку существующие модели не могли конкурировать с Ferrari и Ford, он взялся за разработку уникального купе с оппозитным 12-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения. Он развивал 580 л. с. и разгонял авто весом всего 800 кг до 340-350 км/ч. Поначалу Porsche 917 был опасен в управлении и пилоты даже не хотели соревноваться на нем. Но его доработали и в 1970-1971 годах он добыл целых две победы в Ле-Мане. Также на счету 917-го – победы в чемпионате мира и американской серии Can-Am.
В 1972 году Фердинанд Пих перешел в компанию Audi и ему поручили разработку моделей 80 и 100. Автомобили оказались очень успешными и принесли концерну Volkswagen немалые прибыли. Впрочем, Пиха все равно манил автоспорт. Именно он возглавил разработку знаменитого Audi Quattro. По сути, это была первая массовая легковая модель с полным приводом.
Audi Quattro 1980 года, конечно же, оценили в регионах с холодным климатом и снежными зимами. А еще он буквально доминировал в ралли, где до него не было полноприводной техники. Хану Миккола и Стиг Бломквист принесли два чемпионских титула и две победы в Кубке Конструкторов, а очаровательная Мишель Мутон на 500-сильном Audi Quattro S1 выиграла знаменитую горную гонку Pikes Peak.
Стратегия Пиеха ставила за цель вывести Audi в премиум-сегмент. Вот почему появился представительский седан Audi V8 и была начата разработка модели A8. А универсал Audi RS2 на базе 80-й модели стал первой ласточкой в огромном «семействе» заряженных моделей от нового спортивного подраделения, названного Quattro.
В 1993 году Фердинанда Пиеха повысили – он стал главой совета директоров концерна Volkswagen AG, а затем стал и СЕО. И на этой должности он проявил себя как нельзя лучше. Именно благодаря ему Volkswagen сейчас является безоговорочным лидером мирового автопрома. В 2002 году Пиех ушел из совета директоров, но до 2015 года возглавлял наблюдательный совет Volkswagen и являлся фактическим руководителем концерна.
Фердинанд Пиех является одним из пионеров внедрения концепции автомобильных платформ. Это позволяет сэкономить средства при разработке новых моделей. Например, архитектуру Volkswagen Golf используют и вседорожник Tiguan, и мини-вэн Touran, и даже спортивный Audi TT.
Также заслуга Пиеха – формирование современной империи Volkswagen. Именно при его правлении были приобретены Skoda, Lamborghini, Bentley и Bugatti, а также Scania и Ducati. Кроме того, австриец посодействовал слиянию Volkswagen и Porsche – теперь два детища Фердинанда Порше развиваются вместе.
С Bugatti, кстати, история особенная. Именно Пиех дал «зеленый свет» знаменитому Veyron. Его не испугала сложность и безумная дороговизна проекта (на каждом Veyron концерн терял 6 млн. долларов). Это 1001-сильное купе стало имиджевой моделью – первым серийным автомобилем, развившим 400 км/ч. Пусть выпустили всего 500 этих автомобилей, но именно эта модель дала возможность возродить легендарную марку Bugatti. Сейчас уже появился преемник Bugatti Chiron, готовят еще несколько лимитированных моделей и, возможно, даже роскошный седан. К слову, у самого Пиеха было целых два Veyron.
Диаметральная противоположность Bugatti – Volkswagen XL1. Очень давно Фердинанд Пиех пообещал создать сверхэкономичный авто и таки добился своего. Футуристическое купе с поднимающимися вверх дверьми оснастили 68-сильной гибридной установкой и оно расходовало всего 0,9 л/100 км. К тому же, до 50 км автомобиль проезжал на электротяге.
Также Фердинанда Пиеха можно назвать отцом Volkswagen Phaeton. Роскошный седан представительского класса обозначил отказ марки от имиджа недорогого «народного автомобиля». У Phaeton были и двигатель W12, и пневмоподвеска, и роскошная отделка салона, и электроприводы сидений, и мониторы для задних пассажиров. Кстати, в рамках новой стратегии появился и вседорожник Touareg, а Volkswagen Passat (начиная с поколения В5) стал дороже и качественнее.
Современный Volkswagen Group можно назвать детищем Фердинанда Пиеха. За 2018 год предприятия концерна выпустили 11 миллионов автомобилей и объемы производства продолжают расти. А это значит, что дело Фердинанда Пиеха живет.