Citroen 2CV: юбилей французского «утенка»
В середине ХХ века очень популярной была концепция массового и недорогого «народного» автомобиля. Первым ее воплотил, конечно же, Генри Форд со своим Ford T, затем последовали Volkswagen Beetle, Fiat 500, Mini. Была такая модель и во Франции – это знаменитый Citroen 2CV. Он выпускался более чем 40 лет и на протяжении всего этого времени оставался очень популярным. В этом году марка Citroen празднует 100-летие, а 2CV исполняется 70 лет.
Компания Citroen с момента своего основания делала ставку именно на массовое конвейерное производство и недорогие модели. Еще в 1921 году представили доступный Citroen Туре С. В конце 30-х годов перед конструкторской группой Citroen во главе с Пьером Буланже поставили задачу создать автомобиль для французского крестьянина, доступный и неприхотливый «зонтик на четырех колесах». За рулем его два фермера могли бы везти 100 кг груза со скоростью 60 км/ч. А высота кузова позволяла бы садиться в салон, не снимая соломенной шляпы. Самое интересное требование поставили к подвеске: машина должна была проехать по вспаханному полю с корзиной яиц в багажнике, чтоб ни одно яйцо не разбилось.
Тем не менее, инженеры выполнили все условия и в 1937 году в обстановке строгой секретности построили первый прототип, получивший название TPV (toute petit voiture – очень маленький автомобиль). Машину с кузовом из алюминиевого сплава высотой 1600 мм оснастили независимой подвеской всех колес и революционным передним приводом, как на популярном тогда Citroen Traction Avant. Маленький двухтактный двухцилиндровый оппозитный двигатель с водяным охлаждением расположили спереди поперечно. Он имел рабочий объем в 375 куб. см, весил всего 45 кг и развивал всего 9 л. с. Но в паре с 4-ступенчатой механической трансмиссией концепт достиг проектной скорости.
Два года TPV испытывали к сентябрю 1939 года модель была готова. Ее уже собирались показать его на Парижском автосалоне в сентябре 1939 года, но тут началась война. Вскоре Францию оккупировали немецкие войска. Чтобы автомобили не достались врагу, их разобрали на запчасти и спрятали. Да так надежно, что сами французы не смогли их найти и только в 2003 году машины обнаружили на заброшенном складе. Еще один прототип умело замаскировали под заводской грузовик.
Из-за потерянных TPV после войны работу над компактным Citroen пришлось начинать чуть ли не заново. Попутно конструкторы внесли изменения в проект. Кузов стал четырехдверным, его создал дизайнер Фламинио Бертони. Поскольку алюминий после войны подорожал, детали из этого металла заменили стальными, от чего вес возрос с 500 до 680 кг. Двигатель получил воздушное охлаждение, но его характеристики не изменились. Расход топлива составил всего 4 л/100 км.
Полноценной крыши в Citroen не было, ее заменял брезентовый верх. Зато в жаркую погоду его можно было сложить, и получался своеобразный кабриолет. Сиденья не отличались комфортом, да и приборная панель выглядела скромно. Так, спидометр прикрепили к ветровому стеклу. Стеклоочистители приводились в движение от двигателя. Чем больше обороты мотора, тем быстрее они работают. Даже переключение передач в автомобиле было не таким, как у всех. Первая передача включалась движением рычага влево, вторая и третья – вперед, а четвертая – вправо. В целях экономии установили только один задний фонарь. На прототипе 1937 года, правда, стояла еще и единственная передняя фара, но затем добавили еще одну. Нельзя было выбрать и цвет 2CV: поначалу все они были исключительно серыми.
В таком вот виде доступный Citroen предстал перед общественностью. Новинку уже под именем 2CV таки показали на Парижском автосалон, но только в октябре 1948 года. Журналисты поначалу критически отнеслись к автомобилю, а дилеры считали, что никто не купит его. Но клиенты из сельской местности приняли машинку «на ура» и сразу же выстроились за ней в огромные очереди. Дизайн отходит на второй план, когда речь идет о низкой цене и хороших эксплуатационных параметрах.
Citroen_2CV поступил в производство с 1949 года и нашел своих покупателей. В отличие от массовых VW Beetle, Fiat 500 или Renault 4 он поначалу продавался в основном на внутреннем рынке. Хотя со временем выпуск 2CV наладили в Аргентине, Бельгии, Великобритании, Испании, Португалии, Югославии и Чили.
Тем временем французы продолжили улучшать конструкцию своего «малыша». Вскоре появились и второй фонарь, и новые цвета: голубой и желтый. В 1955 году представили новый 425-кубовый 12-сильный двигатель, поднявший максимальную скорость до 78 км/ч. Через шесть лет мотор стал 14-сильным и позволил развивать уже 83 км/ч.
Серьезную модернизацию Citroen 2CV прошел в начале 70-х годов. Дизайнеры слегка поправили внешний вид, а в списке стандартного оборудования наконец-то появились электрические стеклоочистители. Вслед за флагманской моделью DS автомобиль оснастили фарами, которые поворачивались вместе с передними колесами и улучшали обзорность в поворотах. Новый силовой агрегат стал 600-кубовым (29 л.с.) и максимальная скорость увеличилась до 115 км/ч. А на передние колеса даже поставили дисковые тормоза. К тому же машинка стала легче – 570 кг. Обновленную комплектацию назвали 2CV Charleston.
Несмотря на то, что во Франции давным-давно выпускались и более совершенные автомобили, маленький Citroen все равно покупали. Он привлекал простотой и надежностью, да и в эксплуатации оказался весьма дешевым. Так, расход топлива составлял всего 5 л/100 км.
На базе Citroen 2CV построили огромное количество пикапов и даже необычным купе с красивым названием Bijou («драгоценность»). В конце 60-х появилась «люксовая» модель Dyane с несколько иным дизайном и 32-сильным двигателем. Вседорожник на платформе Citroen 2CV назывался Mehari. Он заинтересовал французскую армию и жандармерию, силовые структуры заказали большое количество этих автомобилей.
Еще более оригинальным оказался полноприводный Sahara. Внешне он ничем не отличается от 2CV. Особенность модели – два 425-кубовых двигателя: один вращал передние колеса, а другой – задние. В суме они развивали 24 л.с. и разгоняли Citroen до 105 км/ч. Проходимость Sahara оказалась не хуже, чем у Mehari. Всего же с 1958 по 1971 год произвели только 694 таких двухмоторных 2CV. Сейчас их осталось лишь 27 и стоят они более 20000 евро.
Куда только не забрасывала судьба Citroen 2CV! Он и в ралли Париж-Дакар участвовал, и кругосветное путешествие в 1958 году совершил. Много раз машина попадала на киноэкраны. «Гадкий утенок» снимался в шедевре Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» и в фильмах с Луи де Фюнесом. Отдельного упоминания заслуживает роль автомобиля в киноленте о Джеймсе Бонде «Только для ваших глаз». Всемирно известный французский каскадер Реми Жюльен творил чудеса за рулем Citroen. А дилеры начали продавать ограниченную серию 2CV James Bond. Все машины покрасили в желтый цвет (как в фильме), а на дверях нарисовали дыры от пуль.
Однако время шло и с середины 80-х годов 2CV начал терять позиции, даже несмотря на сверхнизкие цены. В 1988 году руководство Citroen приняло решение прекратить выпуск модели на французских заводах. А последний автомобиль сошел с конвейера завода в португальском городе Мангуалде в 4 часа утра 27 июля 1990 года. Производство остановилось на цифре в 5 114 920 машин.
Сейчас у Citroen 2CV огромное количество фанатов во всем мире. Во Франции существует множество клубов любителей моделей, которые устраивают ежегодные парады в Париже и даже гонки на Citroen. Этот автомобиль уже давно стал частичкой истории, стилем жизни.