Lotus Esprit: символ эпохи
Компания Lotus сделала себе имя благодаря компактным и доступным спортивным моделям. Безусловно, самой известной из них является спартанский Lotus 7, но не менее удачным оказался и Lotus Esprit. Это купе стало одним из символов 70-80-х годов, ведь это был скоростной среднемоторный автомобиль за разумные деньги.
История Lotus Esprit началась в 1969 году, когда многолетний руководитель компании, Колин Чепмэн решил начать разработку наследника купе Europa. Для своего времени Lotus Europa был очень инновационным, среднемоторные автомобили тогда были в диковинку. Однако Чепмэн настойчиво продолжал развитие этой компоновки, которая доказала свою жизнеспособность в гонках. И решил, что новое купе станет мощнее и быстрее, но останется весьма доступным.
Работы над моделью начала команда конструкторов во главе Тони Раддом, а вот за дизайном кузова обратились к Джорджетто Джуджаро. Молодой итальянский стилист уже заработал себе доброе имя смелыми решениями и в случае с Lotus также не побоялся экспериментировать. Результат его работы публика увидела на Тувинском автосалоне 1972 года: концепт Kiwi поразил публику клиновидным профилем, выдвижными фарами и небольшой высотой – всего 1110 мм.
Правда, под футуристическим кузовом из стеклопластика спрятали Lotus Europa, ведь новое шасси пока не было готово. Чтобы окончательно доработать его, понадобилось еще три года, поэтому серийная модель увидела мир только в 1975 году. Впрочем, за это время яркий дизайн не успел устареть. Новинку назвали Esprit, а в базе установили новый двигатель – первую собственную разработку Lotus. Он оказался не менее передовым: 2,0-литровая «четверка» стала первым в мире серийным мотором с четырьмя клапанами на цилиндр. Мощность была не такой уж и большой – 160 л. с., - но поскольку купе весило всего 900 кг, то динамика оказалась очень приличной. Разгон до 100 км/ч занимал 6,8 с, а максимальная скорость составила 217 км/ч – отличный результат для середины 70-х годов. Механическую 5-ступенчатую трансмиссию позаимствовали у Maserati Merak.
Первые тест-драйвы показали, что Esprit чувствует себя отлично не только на прямых дорогах. Прекрасно настроенное шасси обеспечивало хорошую управляемость. Кроме того, отмечали богатое оснащение автомобиля: кожаный салон, центральный замок, магнитола, кондиционер, электростеклоподъемники. При этом он был заметно дешевле Ferrari, Lamborghini или Porsche. Хотя собирали купе полностью вручную, как и все элитные модели тех лет.
Но особенно интерес публики к Esprit подогрел новый фильм о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил». В нем исполнитель роли агент 007 ездил как раз на Lotus, причем нажатием кнопки автомобиль превращался в подводную лодку, а от преследователей отстреливался торпедами.
Выпустив чуть более 700 автомобилей первой серии, в 1977 году показали Esprit S2. Главным его достоинством стал новый 2,2-литровый двигатель. Мощность осталась прежней, но увеличенный со 180 до 217 Н∙м крутящий момент сделал автомобиль более приспособленным для повседневной езды. А в 1980 году появилась новая модификация Esprit Turbo. Благодаря турбонаддуву, двигатель выдавал 210 л. с., что позволяло разгоняться до 100 км/ч за 5,8 с и развивать 245 км/ч. Аэродинамический обвес и задний спойлер улучшили управляемость. Esprit Turbo также стал шпионским автомобилем: его Джеймс Бонд использовал в фильме «Только для ваших глаз».
Однако после скоропостижной смерти Колина Чепмэна в 1982 году для Lotus настали тяжкие времена. Без талантливого конструктора и менеджера компания начала терпеть убытки. Спас ее от закрытия концерн General Motors – приобрел в 1986 году контрольный пакет акций. Новые владельцы сразу же взялись за создание свежего Esprit. На сей раз дизайн разрабатывал британец Питер Стивенс. Автомобиль сохранил фамильные черты, но стал выглядеть современнее. Жесткость кузова выросла благодаря использованию кевлара, а прижимную силу увеличило антикрыло. В салоне появились новые приборы и рулевое колесо (его позаимствовали у Pontiac Firebird). С этого времени для Esprit предлагали только турбомоторы, дополненные впрыском топлива. Базовый вариант развивал 215 л. с., но можно было выбрать и 264-сильный Turbo SE. Он достигал 100 км/ч за 5 с и мог разогнаться до 265 км/ч. Оснащение пополнила антиблокировочная система тормозов ABS. Esprit второго поколения также стал кинозвездой – его сняли в известном триллере «Основной инстинкт».
В таком виде купе выпускали до 1993 года, когда увидело мир третье поколение Esprit. Его стиль стал изящнее, появилось больше плавных линий, изменили и отделку салона. Турбомотор мощностью 264 л. с. стал базовым, подготовили и 300-сильный вариант S4. Три года спустя Lotus снова сменил владельца – им стала малазийская фирма абсолютно новый 3,5-литровый V8 с двумя турбинами, развивавший 350 л. с. Результат – 4,4 с до 100 км/ч и максимальные 285 км/ч. Третья генерация модели стала самой успешной в автогонках: в 1993-1994 годах купе победило в британском чемпионате GT, а также занимало первые места в классе в легендарной гонке «24 часа Ле-Мана».
Последний Lotus Esprit покинул заводские цеха в феврале 2004 года. Всего за 28 лет собрали 10 675 этих купе. В Lotus неоднократно пытались возродить знаменитую модель и в 2010 году даже показали концепт нового Esprit с 500-сильной гибридной установкой. Но средств на запуск модели в серию не хватило.
В наши дни Lotus Esprit стали весьма заманчивым предложением для коллекционеров. Ведь в Европе модели первого поколения можно найти всего за 20-25 тыс. евро, а поздние версии с V8 – за 40-50 тыс. Кстати, подводную лодку Джеймса Бонда приобрел владелец Tesla Илон Маск.