Самые лучшие Ferrari всех времен
Автомобили Ferrari всегда были одними из самых мощных и быстрых в мире. Они были образцами для подражания, на их счету – десятки громких гоночных побед. Но и среди жеребцов из Маранелло есть свои лидеры. Самые совершенные модели были выделены в отдельную флагманскую линейку
Изначально в Ferrari не планировали создавать подобные сверхавтомобили. Первенец в линейке Ferrari 288 GTO задумывался как раллийная модель. К началу 80-х годов итальянская «конюшня» из Маранелло выиграла в автоспорте почти все возможные соревнования. В ее послужном списке были многочисленные чемпионские титулы в Формуле-1, кузовных сериях и чемпионатах спортпрототипов, победы в гонках на выносливость в Ле-Мане, Себринге, Дайтоне и на Нюрбургринге. А вот в ралли успехов достичь не удалось – просто этой дисциплине в Ferrari никогда не уделяли внимание. Поэтому Энцо Феррари и поручил спроектировать автомобиль для чемпионата мира по ралли WRC.
За основу взяли уже существующее среднемоторное купе Ferrari 308. Его оснастили новым 2,9-литровым 400-сильным V8 с двойным турбонаддувом, полностью переработали подвеску и тормоза. Масса была снижена до 1160 кг, появился и специальный аэродинамический обвес. На тестах 288 GTO неплохо проявил, но до раллийных трас так и не добрался. Дело в том, что в WRC произошла небольшая революция: Audi Quattro обозначил приход полноприводной техники. Ferrari с задними ведущими колесами просто не смог составить ему конкуренцию, поэтому от участия в ралли пришлось отказаться.
Впрочем, программу Ferrari 288 GTO не закрыли – модель сделали серийной. Для своего времени это был самый быстрый автомобиль в мире и первая дорожная модель, достигшая 300 км/ч. Максимальная скорость составила 305 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 5 с. Конечно, такой эксклюзив не мог быть массовым: всего в 1984-1985 годах собрали 277 машин по цене в 83 тыс. долларов.
Развитие скоростных моделей решили продолжить. Тем более, что повод появился: Энцо Феррари решил создать особую модель к 40-летию итальянской марки. Купе Ferrari 288 GTO стало основой для будущего автомобиля. На его платформе было построено пять прототипов 288 GTO Evoluzione. Они получили аэродинамический обвес и заднее антикрыло. Поскольку мощность повысили до 650 л. с., а массу снизили до 940 кг, то максимальная скорость выросла до 362 км/ч.
Серийная модель увидела мир в 1987 году и получила название F40, что подчеркивало связь с юбилеем Ferrari. Новичок стал воплощением современных технологий. Впервые в мировой практике в конструкции дорожного автомобиля применили композитные материалы – карбон и кевлар. До этого они использовались только в космической отрасли, авиации и автогонках. Поэтому при длине в 4,4 м купе получилось легким – 1100 кг. Обтекаемый дизайн был продиктован, в первую очередь, соображениями аэродинамики. Большое антикрыло обеспечивало надлежащую прижимную силу. Двигатель 288 GTO после модернизации стал развивать 478 л. с. Это позволяло разгоняться до 100 км/ч всего за 3,8 с и достигать 324 км/ч. Ferrari снова стал самой быстрой серийной моделью в мире. И самой дорогой – 415 тыс. долларов. Тем не менее, за пять лет произвели 1315 Ferrari F40. Интересно, что практически все они были красными, лишь три автомобиля для султана Брунея окрасили в желтый, синий и серебристый цвета. F40 стал последним Ferrari, разработанным при участии самого Энцо Феррари. В 1988 году великий конструктор ушел из жизни.
Помимо стандартных F40 в Ferrari спроектировали несколько интересных модификаций. Так, F40 LM получил 760-сильный турбомотор, а его масса была снижена на 50 кг. Результат – 3,1 с до 100 км/ч и максимальные 367 км/ч. Таких купе существует всего 19. Для гонок создали 560-сильный F40 GT и 660-сильный F40 GTE, но особой славы в автоспорте они не сыскали.
Наследник F40 – Ferrari F50 – подготовили к полувековому юбилею марки, но представили на два года раньше – в 1995 году. Внешний вид стал более стремительным и элегантным, хотя огромное заднее антикрыло осталось. Панели крыши выполнили съемными. Атмосферный 4,7-литровый V12 мощностью 520 л. с. спроектировали на основе двигателя из Формулы-1. Разгон до 100 км/ч занимал 3,7 с, а максимальная скорость достигла 325 км/ч. F50 был выпущен ограниченной серией из 349 машин по цене в 480 тыс. долларов. Предпринимались попытки создать гоночный 720-сильный Ferrari F50 GT, но дальше прототипов дело не пошло.
Следующий флагман итальянской марки дебютировал в 2002 году и был назван в честь Энцо Феррари. В разработке Ferrari Enzo принял участие семикратный чемпион Формулы-1 Михаэль Шумахер. Кстати, дизайн передней части с заостренным «носом» как раз выполнен в стиле болидов. Купе получило поднимающиеся вверх двери, а аэродинамику настолько проработали, что необходимую прижимную силу получили без установки антикрыла. V12 объемом 6,0 л развивал 660 л. с. и работал в паре с 6-ступенчатой роботизированной трансмиссией. Это дало возможность развивать 350 км/ч и достигать 100 км/ч за 3,4 с. Среди новшеств следует отметить адаптивные амортизаторы и карбоново-керамические тормозные диски. Enzo выпустили в количестве 399 единиц, а стоимость автомобиля составила 670 тыс. долларов.
Один из Ferrari Enzo послужил основой для эксклюзивного Ferrari P4/5. По заказу американского коллекционера Джеймса Гликенхауса в ателье Pininfarina для купе разработали элегантный кузов в стиле спортпрототипов Ferrari 60-х годов.
Enzo в соревнованиях не участвовал, но все же появились две его версии для гоночных трасс – FXX и FXX Evoluzione. Они находились в свободной продаже и стоили 1,8 млн. долларов. Но владельцы могли использовать их только на специальных автодромах, чтобы почувствовать себя гонщиками. Мощность двигателя выросла до 820 л. с. в FXX и 860 л. с. – в FXX Evoluzione. Последний вариант разгонялся до 100 км/ч всего за 2,5 с, а его максимальная скорость – 390 км/ч.
Также на базе Ferrari Enzo создали родственную модель Maserati MC12. По сути два автомобиля отличаются только внешне, а с технической точки зрения они очень близки. МС12, кстати, отлично проявил себя в гонках – добыл пять чемпионских титулов в чемпионате FIA GT в 2005-2010 годах.
В 2013 году эстафету принял новый Ferrari La Ferrari. Он стал первым гибридом в истории марки: 6,3-литровый V12 мощностью 800 л. с. работает в паре со 163-сильным электромотором. Купе демонстрирует отличную динамику: разгоняется до 100 км/ч за 2,9 с, а его максимальная скорость превышает 350 км/ч. Все 499 купе были очень быстро раскуплены, несмотря на баснословную цену в 1,3 млн. евро. Затем появились кабриолет и трековые версии FXX K и FXX K Evo.
Теперь флагманской моделью является новый Ferrari SF90 Stradale, посвященный 90-летию создания гоночной команды Ferrari. Его гибридная установка выдает ровно 1000 л. с., а новшеством стал полный привод. Также в арсенале авто – активная аэродинамика и тормозная рекуперация. Купе способно не только разгоняться до 100 км/ч за 2,5 с и развивать свыше 340 км/ч, но и может проехать 25 км на электротяге. При этом он будет дешевле предшественника – около 1 млн. евро.