Cadillac V16: высокотехнологичный и роскошный
Межвоенные 20-30-е годы были очень успешными для мировой автопромышленности. Причем, особенно процветали премиальные марки, ведь зажиточные граждане хотели выделиться с помощью эксклюзивного автомобиля. Поэтому инженеры не боялись принимать смелые решения, а стилисты предлагали самые необычные проекты кузовов. Одним из лучших представителей той эпохи можно, несомненно, назвать Cadillac V16.
В конце 20-х годов Cadillac переживал расцвет. Годовое производство недешевых автомобилей достигло 20 000 штук. Они отличались надежностью, а штатный стилист Харли Эрл проектировал невероятные кузова. Но в линейке не хватало флагманской модели тем более, что конкуренты Lincoln и Packard уже подготовили дорогие авто с двигателями V12. В 1926 году руководство концерна General Motors решило создать конкурента им. Разработку нового Cadillac поручили талантливым конструкторам Чарльзу Кеттерингу и Оуэну Некеру. Они решили оснастить новинку невиданным ранее 16-цилиндровым двигателем.
Моторы V16 разрабатывали и другие марки – Bugatti и Marmon. Но их конструкции оказались не слишком жизнеспособными, а вот инженерам Cadillac удалось довести свое детище до ума. Оуэн Некер решил объединить две рядные «восьмерки» Buick, оснастил их общими коленчатым и распределительным валами и дополнил двумя карбюраторами. В результате получился громадный V16 объемом 7,4 л и весом целых 400 кг. Он развивал 165 л. с. при 3200 об/мин, а огромный крутящий момент в 431 Н•м был доступен всего с 1400 об/мин. Но главное, мотор работал очень плавно и почти неслышно.
В паре с V16 работала 3-ступенчатая механическая трансмиссия, причем тяги хватало, чтобы стартовать со второй передачи. Исполинский двигатель установили на мощную стальную раму. В итоге получился автомобиль длиной 5,6 м и колесной базой в 3,7 м. На выбор предложили 10 заводских кузовов, созданных дизайнером Харли Эрлом и выпускаемых в ателье Fleetwood – от седана от двухместного кабриолета.
Новый Cadillac V16 весил 2,8 тонны, он мог развивать 145 км/ч. Хотя динамика оказалась не самой лучшей (24 с до 100 км/ч), да и расход топлива порой достигал 40 л/100 км. Впрочем, бензин тогда стоил копейки и богатых клиентов «аппетит» Cadillac особо не беспокоил. Останавливать тяжелый автомобиль были призваны прогрессивные, на время, тормоза с гидроусилителем. Салон, естественно, декорировали кожей, полированным металлом и дорогими породами дерева.
Премьеру новинки, которую назвали Cadillac Series 452A V16 заблаговременно запланировали на Нью-Йоркский автосалон, который открывался 4 января 1930 года. Но 29 октября 1929 года случилось событие, существенно повлиявшее на судьбу не только новой модели, но и всего мира. Обвал на Уолл-стрит ознаменовал начало Великой депрессии. Это заставило пересмотреть первоначальные планы собирать по 3000 машин в год.
Тем не менее, премьера состоялась в назначенный день. На стенде выставили не только стандартный седан Cadillac Series 452A V16 Madame X, но и голое шасси с установленным на нем двигателем, что вызвало огромнейший интерес в публике. За полгода удалось продать 2000 машин по цене 5500-7500 долларов (за эти деньги в 30-х можно было приобрести 10-15 бюджетных Ford или Chevrolet). Америка тогда еще не осознала всей глубины кризиса и наслаждалась богатой жизнью. А после презентации автомобиля в Бельгии, Голландии, Германии, Испании и Франции им заинтересовались и европейская элита.
Для особо прихотливых клиентов, которым, не нравились стандартные модели, предложили на выбор 30 кузовов работы ведущих стилистов Старого и Нового света. Например, кабриолет для индийского махараджи изготовили в кузовном ателье Pininfarina. Кроме того, в Cadillac создали на базе Series 452A V16 первый в мире бронированный лимузин. Хотя такая модель предназначалась для политиков, популярной она стала среди американских мафиози, которые во времена Сухого закона не ощущали недостатка денег. Cadillac V16 пользовался спросом и среди звезд Голливуда.
Однако уже с лета 1930 года спрос на баснословно дорогой автомобиль начал существенно снижаться до 50-60 машин в месяц. Затем дела пошли хуже некуда: в августе 1931 года продали только 7 автомобилей с V16, а в ноябре – 6. В тяжелые времена роскошная модель стала по карману узкому кругу избранных, ведь многие потенциальные ее покупатели попросту разорились. Ситуация не слишком изменилась и в 1932 году, когда показали усовершенствованный Series 452В с более мощным 175-сильным мотором.
В таких условиях позволить себе Cadillac V16 могли только самые богатые и они выбирали эксклюзив по индивидуальному заказу. Чуть ли не каждый выпущенный стал настоящим шедевром дизайна. Например, в ателье Fleetwood создали элегантный двухместный кабриолет и обтекаемое купе, способное развивать 170 км/ч. Очень необычно выглядел исполинский 6,7-метровый Cadillac V16 Series 90 Hartmann Cabriolet 1937 года, приобретенный одним зажиточным швейцарцем. Своими скругленными формами он напоминал сухопутный дирижабль. Впрочем, пользовались популярностью и более сдержанные семиместные лимузины. Одним из них пользовался знаменитый генерал Дуглас МакАртур.
В Cadillac продолжали работать над своим флагманом, даже несмотря на то, что ежегодно удавалось собирать не более сотни машин. Каждый год в дизайн всех стандартных версий вносились изменения. А в 1938 году модель получила полностью новый V16. Его рабочий объем уменьшили до 7,1 л, но мощность выросла до 185 л. с. за счет установки двух дополнительных карбюраторов. Преобразился и внешний вид автомобилей: они стали более обтекаемыми, с раздутыми крыльями и без подножек. За первый год удалось продать 315 Cadillac V16, а в 1939-м – 138. Большинство из них были стандартными версиями с заводскими кузовами. Специальный четырехместный кабриолет изготовили специально для президента США Франклина Д. Рузвельта.
В конце 1939 года в General Motors приняли решение прекратить выпуск Cadillac V16 и сконцентрироваться на выпуске более массовых моделей с V8. Всего за девять лет собрали 4406 этих уникальных машин, то есть почти половина из них была выпущена за шесть месяцев 1930 года. Примечательно, что General Motors теряли деньги на каждом собранном V16, то есть он был имиджевой моделью, но не коммерчески успешной.
В наши дни ранние Cadillac V16 в почете у коллекционеров: их цена начинается от полумиллиона долларов тогда как модель 1938 года можно приобрести и за 100 тыс. Самым же дорогим оказался кабриолет от Hartmann: его продали с аукциона за 1,4 миллиона долларов. Автомобиль ценится не только, как символ роскоши в эпоху кризиса, но и как техническое достижение. До появления Bugatti Veyron и Chiron он был фактически единственной жизнеспособной моделью с 16-цилиндровым двигателем. Для Cadillac он стал воплощением прогресса, поэтому неудивительно, что в 2003 году создали концепт Sixteen с 1000-сильным V16. Он был полностью готов к серийному производству, но потенциальных клиентов не заинтересовал.