Volkswagen Beetle: народный автомобиль
В середине ХХ века популярной стала концепция массового «народного» автомобиля. Ее автором, несомненно, является Генри Форд, чей Ford T посадил Америку на колеса. В Великобритании этой концепции соответствовал Mini, во Франции – Citroen 2CV, в Италии – Fiat 500 и 600. Но всех их превзошел Volkswagen Beetle, ставший самой массовой моделью всех времен и народов. Его производство началось 75 лет назад.
Собственно, компанию Volkswagen изначально и создавали под выпуск именно Beetle. В 1933 году правительство Германии объявило конкурс на создание недорогой машины. Она должна была вмещать троих взрослых и двоих детей, развивать 100 км/ч на автобане и при этом стоить 990 рейхсмарок – приблизительно столько же, сколько и мотоцикл. Средняя зарплата в Германии тогда составляла 128 рейхсмарок в месяц, то есть автомобиль должен был стать доступен практически каждому.
Выполнение непростой задачи возложили на одного из лучших конструкторов своего времени – Фердинанда Порше. Он ранее работал над компактными моделями и уже создал концепт Туре 12 – обтекаемое заднемоторное купе. Именно оно и легло в основу будущего Volkswagen. Вскоре последовали новые прототипы Type 30 и Type 60. К слову, Порше работал не сам – огромное влияние на его работу оказал талантливый инженер Ганс Ледвинка и его Tatra V570. Два конструктора дружили и нередко обменивались идеями.
В 1937 году выпустили 30 предсерийных прототипов, которые прошли почти 3 млн. км по дорогам Германии, а 28 мая 1938 года официально основали компанию Volkswagen. Год спустя на автосалоне в Берлине представили серийные двухдверный седан и кабриолет. Для своего времени она выглядела довольно оригинально. Заднемоторная компоновка способствовала увеличению внутреннего пространства в виду отсутствия карданного вала.
Volkswagen получил простой и неприхотливый 1,0-литровый оппозитный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 25 л. с. Обтекаемый кузов обладал низким коэффициентом лобового сопротивления – 0,41. Благодаря ему и расход топлива оказался небольшим – 10 л/100 км. Интересно, что к шасси кузов крепился всего 18 болтами. Прогрессивной была и независимая торсионная подвеска всех колес со стабилизаторами поперечной устойчивости.
Для выпуска Volkswagen решили возвести новый огромный завод в Вольфсбурге. Чтобы собрать деньги на его постройку, организовали лотерею, победители которой стали бы счастливыми обладателями нового автомобиля. Но свои призы они так и не получили. Собрали лишь пробную партию Volkswagen, а с началом Второй мировой войны в заводских цехах началось производство техники для армии. На базе Volkswagen создали легкий вседорожник Kübelwagen и даже амфибию Schwimmwagen. В сложных условиях конструкция Порше оказалась на удивление надежной.
Неудивительно, что завод в Вольфсбурге стал одной из важнейших целей для союзных бомбардировщиков и в 1945 году лежал в руинах. Когда в город вошли войска антигитлеровской коалиции, то решили оставшееся оборудование вывезти в Великобританию или США, но ни одного автопроизводителя оно не заинтересовало. Даже сам Генри Форд от него отказался. И тогда представитель британской временной администрации майор Айван Хёрст решил восстановить завод. Он убедил вышестоящее командование заказать 20 тыс. Volkswagen. До конца 1945 года собрали 1785 автомобилей, а с 1946 года уже начали выпускать по 1000 машин в месяц.
Вскоре Volkswagen появились и в свободной продаже, причем модель обрела и название – Beetle (или Käfer на немецком). В переводе это означает «жук», ведь своим профилем и особенно формой крыши автомобиль действительно напоминает насекомое. Поначалу изготовляли только седан, но с 1949 года появился и кабриолет. Уже к 1955 году произвели миллион Volkswagen. Тогда же Beetle модернизировали – оснастили 1,2-литровым 32-сильным мотором и изменили дизайн задней части.
В 1950 году модельный ряд расширил оригинальный микроавтобус Volkswagen T1, также созданный на агрегатах Жука. Интересно, что поначалу его не думали производить: прототип создали рабочие завода для перевозки запчастей. Его увидел голландский автодилер Бен Пон и идея ему понравилась. Автомобиль стал популярным среди специальных служб, предпринимателей, фермеров. Но особенно его оценили представители субкультуры хиппи.
Именно на базе Beetle создали и Porsche 356 – первенца немецкой марки. Впрочем, у Volkswagen было и собственное купе – Karmann-Ghia 1955 года. Специалисты итальянского ателье Ghia создали очень элегантный кузов, хотя для него шасси Жука пришлось удлинить на 30 см. Пусть поначалу автомобиль не был слишком быстрым (115 км/ч), но зато выглядел эффектно.
Volkswagen Beetle быстро начал завоевывать популярность в Европе и, как ни странно, в США. Американцы, традиционно выбирающие крупные модели, буквально влюбились в маленького «Жука». Благодаря небольшой цене он стал особенно популярным среди молодежи. На его базе даже оригинальные пляжные багги делали.
В 1961 году против Volkswagen начался судовой процесс: представители Tatra потребовали компенсацию за использование идей Ганса Ледвинки. Немецкая компания выплатила 3 млн. марок, но учитывая ее огромный капитал, сумма не особо повлияла на развитие Жука.
Volkswagen Beetle постоянно совершенствовали. Время от времени немного меняли дизайн, а мощность 1,2-литрового мотора выросла до 40 л. с. В 1966 году представили 1,3-литровый 50-сильный двигатель, а год спустя – 1,6-литровый 54-сильный. Тогда же появились и передние дисковые тормоза.
Самая серьезная модернизация была осуществлена в 1971 году. Серьезно обновили салон всех моделей, а управляемость улучшили передняя подвеска типа McPherson и расширенная колея. Площадь остекления возросла, что улучшило обзорность. Объем переднего багажника вырос со 140 до 260 л. За доплату стал доступен 1,6-литровый инжекторный мотор на 61 л. с.
Однако возраст Beetle начал давать о себе знать. В 1974 году на смену ему пришел новый Volkswagen Golf, а четыре года спустя производство модели прекратили на всех немецких заводах. Впрочем, ее выпуск продолжили в Бразилии, Венесуэле, Индонезии, Мексике и ЮАР. Автомобиль сохранял популярность вплоть до начала XXI века. Последний классический Жук под звуки фанфар сошел с конвейера в мексиканском городе Пуэбло 30 июля 2003 года и сразу отправился в заводской музей. Всего за 65 лет было выпущено 21,5 млн. Beetle.
Конечно же, столь массовую и культовую модель нельзя было просто отправить на пенсию. В 1997 году появился Volkswagen New Beetle. С виду он напоминал знаменитого предка, но был переднемоторным – его построили на платформе Volkswagen Golf IV.
Хотя новый Жук оказался весьма популярным, он не был дешевым. Еще дороже стал New Beetle второго поколения – от 17 тыс. евро. Хотя его можно было заказать даже с 200-сильным турбомотором.
Из-за низкого спроса производство Volkswagen Beetle прекратили в июле 2019 года. Впрочем, на этом история Жука не закончится – уже анонсировали новое поколение модели, причем это будет электромобиль. Beetle вернется к истокам и снова станет заднемоторным.