Pontiac: стиль и американская мощь
От экономических невзгод не застрахованы даже автогиганты. Банкротство известных марок – нередкое явление в мире. Так, трудно поверить, что уже 10 лет, как ликвидирована знаменитая марка Pontiac. Одно из ключевых подразделений концерна General Motors стало жертвой мирового экономического кризиса. А ведь за более, чем сто лет Pontiac представил не одну интересную модель.
История Pontiac начинается с марки Oakland, основанной в 1907 году. Два года спустя она вошла в состав концерна General Motors и в ее линейке появилась серия моделей, названных Pontiac. Таким образом и увековечили имя вождя индейцев Понтиака, поднявшего восстание против британских колонистов Северной Америки.
В середине 20-х годов General Motors реорганизировали и Oakland занял нишу среднего класса – между доступными Chevrolet и премиальными Buick. В 1926 году на Нью-Йоркском автосалоне презентовали марку Pontiac. Первая ее модель 6-27 была оснащена 3,1-литровой «шестеркой» мощностью 40 л. с. и стоила всего 825 долларов (12 тыс. по современному курсу) – не намного дороже бюджетных четырехцилиндровых автомобилей. Сперва в продажу поступил кабриолет, а вскоре к нему присоединились купе и седан. Разнообразие кузовов, яркая цветовая гамма и привлекательная цена привлекли покупателей и за год выпустили 76 742 авто. Pontiac оказался успешнее Oakland и от последнего решили отказаться.
Вслед за Pontiac 6-27 появилась модель 302 Eight с 4,1-литровой рядной «восьмеркой» на 85 л. с., способная развить 120 км/ч. А с 1936 года начались продажи более дешевого Pontiac Deluxe Six: шестицилиндровая 81-сильная версия стоила 665 долларов, а за восьмицилиндровый вариант просили 800 долларов. В 1941 году подготовили новое семейство Streamliner, отличавшееся аэродинамическими формами и регулируемыми передними сиденьями. Однако долго продержаться на конвейере ему не удалось: все автомобильные заводы США перевели на выпуск военной продукции.
Производство возобновили только в 1946 году, и первоначально собирали устаревшие довоенные модели. Но поскольку американцы изголодались за автомобилями, то они расходились «на ура». Тем более, что Pontiac впервые предложили с 2-ступенчатой автоматической трансмиссией Hydramatic. К 1949 году General Motors представили целую плеяду новинок со стильными обтекаемыми кузовами. В Pontiac не отставали – презентовали Chieftain и его вариант с кузовом хардтоп (без центральной стойки) – Catalina. Мощность подскочила сначала до 106, а потом и до 130 л. с.
У Pontiac сложился имидж простого и надежного транспортного средства для представителей среднего класса. Однако ему не хватало спортивности, которую начали обретать конкуренты. Не помогал и новейший 180-сильный V8. Молодежь не слишком обращала внимание на модели, которые на фоне новых Chevrolet и Dodge смотрелись весьма скоромно. Фирменные полосы на капотах Catalina и Chieftain прозвали подтяжками.
В 1954 году на автошоу Motorama продемонстрировали стильный концепт Bonneville Special. Низкое купе спроектировал изобретатель аэростиля Харли Эрл, а двигатель мощностью 230 л. с. позволял ему развить 190 км/ч. Но в серийное производство автомобиль так и не пошел.
Улучшить ситуацию руководители General Motors поручили талантливому менеджеру Сэмону Кнудсену. Он привел в Pontiac молодого инженера Джона Де Лореана, который взялся за разработку новой имиджевой модели – Bonneville. Возглавляемая им команда намеренно сохранила знаковое название концепта, ведь соляное озеро Бонневиль тогда было известно каждому любителю быстрой езды. Именно там каждый год устанавливались новые рекорды скорости.
Pontiac Bonneville показали в 1957 году. Автомобиль по дизайну не слишком отличался от Chieftain, но его предлагали только в кузове кабриолет. Главные изменения скрывались под капотом – там установили 4,6-литровый V8 с впрыском топлива мощностью 310 л. с. А оснащение включало радиоприемник с выдвижной антенной и электропривод водительского сиденья. Поскольку цена достигла 5800 долларов, то продали всего 630 Bonneville.
Несмотря на редкость, новая модель выполнила свою миссию – привлекла молодых американцев. Уже в 1958 году стоимость удалось снизить почти вдвое, отказавшись от впрыска и ряда опций. Зато предложили 6,1-литровый 300-сильный V8 и кузов купе. А еще через год весь модельный ряд ожидала революция – появились абсолютно новые Pontiac. Визитная карточка марки – разделенная пополам радиаторная решетка. Лозунгом автомобилей стала фраза Wide Track («широкая колея»). Невероятно широкие и низкие Pontiac казались буквально распластанными по земле.
С начала 60-х годов Pontiac присоединился к гонке мощностей, которая набирала размаха в США. Количество лошадиных сил под капотом становилось все большим. Так, Catalina 1962 года оснастили 6,7-литровым мотором мощностью 405 л. с., что позволяло разгоняться до 100 км/ч за 5,4 с. Интересной его особенностью стала система Tri-Power. Двигатель имел три сдвоенных карбюратора. При спокойной езде два из них не работали, а подключались лишь при сильном нажатии на педаль акселератора. Такое решение позволяло снизить расход топлива и увеличить поступление топливной смеси в цилиндры при резком разгоне.
Роскошной альтернативой Catalina стал Grand Prix – пусть менее мощный (300-370 л. с.), но зато комфортабельный и богато оснащенный. Список опций включал усилители руля и тормозов, кондиционер, климат-контроль, электроприводы стеклоподъемников и передних кресел.
Однако Джон Де Лориан не остановился на достигнутом. Дело в том, что все мощные американские автомобили были тяжелыми дорожными крейсерами длиной 5,5 м. В противовес им конструктор решил создать более компактную и легкую модель. За основу взяли среднеразмерное купе Tempest, но вместо 140-сильной «шестерки» установили V8 мощностью 325 л. с. Заодно модернизировали трансмиссию, подвеску и тормоза. Так в 1964 году появился знаменитый Pontiac GTO, название для которого позаимствовали у Ferrari. Вскоре выпустили варианты мощностью 350 и 370 л. с. и уже в 1966 году собрали почти 100 тыс. GTO. Два года спустя модель второго поколения оснастили двигателем Ram Air с динамическим наддувом: с помощью специального воздухозаборника в карбюратор подавалось больше воздуха, что улучшало сгорание топлива. Такой GTO легко разгонялся до 100 км/ч за 5 с.
На появление компактного Ford Mustang в Pontiac ответили новым Firebird. Эта модель родилась в 1967 году и делила платформу с Chevrolet Camaro. Базовую версию оснастили 3,8-литровой 215-сильной «шестеркой», а любителям скорости предлагали сразу четыре V8 мощностью от 250 до 335 л. с. Дополнить комплектацию можно было 3-ступенчатой автоматической коробкой передач и передними дисковыми тормозами. Особо ценился пакет Trans Am, включающий двигатель Ram Air, усовершенствованную подвеску и задний спойлер.
Конец 60-х годов – эпоха расцвета Pontiac. Марка начала ассоциироваться с мощью и бешенной скоростью. Апогеем развития стал огромный 7,4-литровый двигатель SD-455, которым с 1970 года оснащали GTO и Firebird. Официальная его мощность в 335 л. с. была серьезно заниженной – реально он развивал около 400 л. с. Такой трюк использовали, чтобы обмануть страховые компании, увеличившие сборы с быстрых автомобилей.
Победоносное шествие моторов большого объема прервал топливный кризис 1973 года. В добавок, именно в это время в США вступили жесткие экологические нормы. Мощность американских V8 стремительно упала всего за несколько лет, а размеры автомобилей существенно уменьшились. Pontiac сдался одним из последних: его SD-455 продолжали устанавливать на Firebird вплоть до 1974 года, хотя и дефорсировали его до 290 л. с. А GTO и вовсе пришлось снять с производства. На смену ему пришли компактные модели, такие как Sunbird и Astre со скромными четырехцилиндровыми моторами под капотом. С 1981 года прекратили производство и полноразмерного Catalina.
Спортивный образ марки отстаивал один лишь Firebird, хотя в конце 70-х его самый мощный V8 развивал не более 210 л. с. Интересно, что этот двигатель оснастили турбонаддувом. Покупателей старались привлечь богатой комплектацией, а также ярким внешним видом. На капоте появилось огромное изображение орла. Вариант Trans Am обрел съемные панели крыши. Особую популярность модель сыскала благодаря фильму «Смоки и бандит», где герой Берта Рейнольдса разъезжал на черном Firebird. В результате, уровень продаж модели в 1978 году достиг 187 тыс. штук – почти вдвое больше, чем во времена гонки мощностей.
Начало 80-х годов ознаменовалось радикальным обновлением всей линейки Pontiac. Сначала представили третье поколение флагманского Firebird – стильное обтекаемое купе с выдвижными фарами. В среднем классе представили седан 6000 – первый Pontiac с антиблокировочной системой тормозов ABS. Одной из наиболее оригинальных моделей стало двухместное среднемоторное купе Fiero, спроектированное при участии Джона Де Лореана. Пусть самый мощный его двигатель развивал только 140 л. с., автомобиль привлекал внимание футуристическим стилем и экономичностью. А с 1990 года начался выпуск первого мини-вэна в истории марки – Trans Sport, который также отличался оригинальным дизайном.
В 90-х Pontiac взялись за возрождение моделей прошлого. В 1992 году мир увидел новый Bonneville, а год спустя – представили полностью новый Firebird. Постепенно его мощность поднялась до 275-320 л. с.. Возродили Pontiac Grand Prix, однако теперь он стал седаном. Автомобилям вернули фирменную черту – разделенную пополам решетку радиатора.
Воскресили и GTO: пусть в основе его лежала платформа европейского Opel Omega, но зато с динамикой было все в порядке. Самый мощный 400-сильный V8 от Chevrolet Corvette позволял разгоняться до 100 км/ч за 4,6 с и достигать 280 км/ч. Однако популярности эта модель не сыскала: ее сняли с производства так же, как и Grand Prix с Bonneville. Такая же судьба постигла Firebird: легендарная модель прекратила свое существование в 2002 году.
Последние годы марки обозначились целой плеядой оригинальных моделей. Среди них можно отметить мини-вэн Vibe, спортивный кабриолет Solstice, мощный седан G8 с 400-сильным V8 под капотом. Но разразившийся мировой кризис очень подкосил позиции Pontiac. В реорганизованном концерне General Motors компании не нашлось места. Последние новые Pontiac были распроданы в 2010 году. Впрочем, права на марку остались General Motors, так что не исключено, что в будущем она вернется. Возродили же недавно Hummer, ликвидированный вместе с Pontiac.