Lamborghini Miura: революционер
Большинство высокоскоростных спортивных моделей сейчас среднемоторные. Такая компоновка пришла из автоспорта, а на серийных моделях ее используют вот уже полвека. Одним из пионеров ее внедрения стало знаменитое купе Lamborghini Miura. Мало того, именно благодаря этой модели итальянская марка обрела известность в мире.
Первые Lamborghini были мощными и быстрыми купе, но их нельзя было назвать броскими и запоминающимися. На то время в Италии было немало мелкосерийных производителей спорткупе и чтобы добиться успеха, нужно было как-то выделяться из толпы. В Lamborghini это поняли тем более, что для создания яркой модели у него были все возможности, ведь собрался отличный коллектив молодых и талантливых конструкторов. Большинство из них ранее работали в Ferrari, но не выдержали сложного характера Энцо Феррари и покинули компанию. Это разработчики шасси Джанпаоло Даллара и Паоло Стацани, конструктор двигателей Джотто Биззарини, тест-пилот Боб Уоллес.
Однако Феруччо Ламборгини не слишком хотел экспериментировать. Поэтому Даллара, Стацани и Уоллес взяли инициативу на себя – новую модель они разрабатывали тайком после работы. Конструкторы обратили свой взор на мир автоспорта. Феруччо Ламборгини запретил им создавать гоночные модели, ведь очень боялся проиграть главному конкуренту Энцо Феррари. Но это не значило, что нельзя было использовать гоночные технологии.
В те годы популярность приобретали среднемоторные болиды – такие, как победитель Ле-Мана Ford GT40 или Ferrari 156 и Cooper T51 в Формуле-1. Размещение двигателя в базе позволяет добиться хорошего распределения массы по осям, и соответственно, улучшить управляемость. Однако у конструкторов Lamborghini возникла проблема: 4,0-литровый V12, созданный Биззарини, оказался чересчур большим и заставлял удлинить шасси. Впрочем, выход из ситуации нашли очень быстро – мотор разместили не продольно, а поперечно. Радиаторы для него поместили спереди и по бокам, а 5-ступенчатую механическую коробку переключения передач установили прямо у заднего моста.
Проект с кодовым названием Р400 (Posteriore 4 Litri – «заднемоторный 4,0-литровый») таки решились показать Феруччо Ламборгини. Президент компании пришел в восторг и сразу дал добро на подальше работы над машиной. Даллара и Стацани создали легкую трубчатую стальную раму, Р400 также оснастили независимой подвеской всех колес и дисковыми тормозами. Осталось решить только один вопрос – найти дизайнера, который «одел» бы автомобиль в соответствующий привлекательный кузов. Сразу это не удалось, поэтому на Туринском автосалоне 1965 года представили лишь голое шасси с двигателем. Впрочем, и этого хватило, чтобы заинтересовать публику.
Выполнить сложную задачу взялись в ателье Bertone. Нучо Бертоне заявил Ламборгини: «Я тот сапожник, который сошьет обувь как раз для твоей ноги». И порекомендовал своего подопечного – дизайнера Марчелло Гандини. Тот создал кузов высотой всего 1060 мм с очень низким капотом и круглыми выдвижными фарами с характерными «бровями». Гандини помнил об увлечении Феруччо Ламборгини корридой (даже на логотипе Lamborghini красуется разъяренный бык), а потому двери купе в распахнутом виде напоминали загнутые бычьи рога.
Имя автомобилю также подобрали соответствующее – Miura, в честь заводчика быков для корриды. Представили Miura Р400 на Женевском автосалоне 1966 года. Посетители были поражены: купе выглядело настолько необычно, что большинство автолюбителей посчитали его концептом. Автомобиль отличался не только сногсшибательным внешним видом, но и обладал отличными ходовыми характеристиками. Ради снижения веса, капот и передние крылья изготовили из алюминиевых сплавов, что позволило удержать массу на уровне 1293 кг. V12 развивал 350 л. с. и давал возможность разгоняться до 100 км/ч за 6,7 с и развивать 277 км/ч. Мало кто в то время мог сравниться с Miura.
Поначалу даже сам Феруччо Ламборгини не очень верил в успех своего детища, поэтому планировал выпустить лишь 30 автомобилей. Чтобы найти покупателей, он привез Miura в Монте-Карло накануне Гран-при Монако. Вечером перед гонкой он припарковал автомобиль возле самого роскошного казино и время от времени садился за руль и заводил двигатель, чтобы привлечь внимание элиты ревом V12. На следующий день Lamborghini Miura стал официальной машиной безопасности на Гран-при.
Трюк сработал и богатые покупатели выстроились в очередь за Miura, несмотря на заоблачную цену в 20 тыс. долларов (165 тыс. по нынешнему курсу). За три года продали 474 машины, включая один эксклюзивный кабриолет Miura Roadster. Однако, выяснилось, что автомобиль запустили в производство поспешно, поэтому у него нередко проявлялись «детские болезни». Гоночные карбюраторы Weber 40 IDL 3C1 отлично проявляли себя на больших скоростях, но при езде в городе на малых оборотах двигателя давали сбои, что порой приводило к возгоранию в моторном отсеке. Пришлось их заменить более новыми деталями. Топливный бак был размещен спереди и если он был не заполнен, управляемость на скорости свыше 150 км/ч ухудшалась вследствие изменения распределения массы по осям.
Большинство недоработок исправили в 1969 году на усовершенствованном Miura Р400 S. Заодно мощность его двигателя выросла до 370 л. с. Купе разгонялось до 100 км/ч за 5,5 с и могло развить 285 км/ч. Список опций пополнили электростеклоподъемники. Таких автомобилей выпустили 138.
А в 1971 году представили новый Miura P400 SV. Его можно отличить по измененной передней оптике и расширенным задним колесным аркам, скрывающим полностью новую подвеску. За доплату впервые предложили кондиционер. Мощность V12 увеличили до 385 л. с. Результат – максимальная скорость в 290 км/ч. Miura SV стал последней серийной версией: его производили до 1973 года и всего собрали 150 машин. Общее количество выпущенных Miura – 764.
Хотя Феруччо Ламборгини строго запретил разрабатывать гоночные модели, Даллара, Стацани и Уоллес все же ослушались его один раз. На базе Miura SV они создали единственный в своем роде прототип Jota. Его кузов полностью изготовили из алюминиевых сплавов, стекла заменили прозрачным поликарбонатом, а из салона убрали все элементы роскоши, поэтому масса снизилась до 880 кг. Мощность двигателя увеличили до 440 л. с., такое купе могло развивать 330 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 3,6 с. Аэродинамический обвес был призван увеличить прижимную силу на передней оси. После серии испытаний автомобиль продали частному владельцу, а тот однажды разбил его на новой автостраде возле итальянского города Брешиа.
Lamborghini Miura Jota перестал быть тайной и многие поклонники Lamborghini захотели себе такой болид. Тогда было решено переделать пять уже готовых Miura SV в своеобразный дорожный аналог гоночного Jota. Их облегчили, но салон оставили комфортабельным, а мощность двигателя увеличили примерно до 415 л. с. Автомобили назвали Miura P400 SV/J.
Один из Miura SV/J приобрел известный автолюбитель, шах Ирана Мохаммед Реза-Пехлеви. После его свержения, купе выставили на аукцион, где его приобрел знаменитый голливудский актер Николас Кейдж. Miura также стоял в гараже певца Франка Синатры, среди других его известных владельцев – вокалист группы Jamiroquai Джей Кей.
Lamborghini Miura – один из самых ярких и самых быстрых автомобилей 60-х годов. Он привлекает авангардным дизайном и нестандартными техническими решениями. Поэтому не удивительно, что сейчас трудно найти Miura в хорошем состоянии менее, чем за полмиллиона долларов.