Ли Яккока – гений автомобильного маркетинга
Печальная новость пришла на днях из США. На 94-ом году в жизни скончался выдающийся автомобильный менеджер Ли Яккока. Именно его считают создателем мини-вэна, крестным отцом легендарных Ford Mustang и Dodge Viper, а также ряда известных моделей.
Лидо Энтони Яккока родился в 1924 году в семье эмигрантов из Италии. Юноша оказался способным и получил сразу два высших образования – инженера в университете Пенсильвании и политолога в престижном Принстоне.
Уже в возрасте 22 лет талантливого парня заметил концерн Ford Motor и взял на работу. Поначалу Яккока работал инженером, но затем попросился в отдел продаж. Он быстро пошел вверх по карьерной лестнице и прославился благодаря акции «56 за 56»: Ford 1956 года предлагали в кредит всего за 56 долларов в месяц.
Продажи Ford подскочили и Яккоку пригласили на работу в центральный офис марки, а в 1960 году он стал ее вице-президентом. И проявил себя самым лучшим образом.
Именно Ли Яккока стал инициатором создания легендарного Ford Mustang. Он понимал, что нужен автомобиль для молодых американцев – доступный, но яркий. Новоиспеченный вице-президент Яккока поставил перед своими подопечными задачу: спроектировать четырехместный автомобиль длиной 4,6 м, весом чуть более 1100 кг и стоимостью всего 2500 долларов.
Премьера модели состоялась 17 апреля 1964 года на промышленной выставке в Нью-Йорке. Ли Яккока позаботился, чтобы это событие транслировали в прямом эфире все три общенациональных телеканала: АВС, NBC и CBS. Новый Ford Mustang буквально пленил американцев. За первый день было продано 22 тысячи машин, за год – 418 тысяч, а за полтора года – миллион!
Секрет модели – в разнообразии, ведь предлагали три типа кузова, четыре двигателя и целых 74 разных опции. Это позволяло сделать из Mustang как бюджетное транспортное средство, так и мощный спортивный автомобиль с 271-сильным V8.
Успех Mustang оценили и назначили Ли Яккоку вице-президентом уже всего концерна Ford Motor. На этом посту он проявил себя как нельзя лучше. В США Яккока вдохнул новую жизнь в Mercury, представив Cougar – более роскошный вариант того же Mustang. На европейском рынке он пролоббировал запуск в производство знаменитого Ford Escort – легкой и недорогой модели с отлично настроенным шасси, ставшей грозой раллийных трасс.
В 1970 году Яккока снова пошел на повышение – стал президентом Ford Motor.
Неожиданно компактная модель появилась и на американском рынке: Ford Pinto 1971 года стал очень успешным. Особенно хорошо продавалась экономичная модель во время топливного кризиса. Хотя конструкция ее оказалась несовершенной, а слабым местом оказался топливный бак. При ударе сзади он мог деформироваться, что было чревато утечкой топлива и пожаром. В Ford признали ошибку и отозвали автомобили для устранения дефекта.
Даже несмотря на отзыв и экономическую депрессию середины 70-х, концерн Ford был в отличном состоянии. Однако у Яккоки появились серьезные разногласия с Генри Фордом-младшим и 13 июля 1978 года совет директоров уволил его. Парадоксально, но в тот год Ford Motor получил 2 млрд. долларов прибыли.
Без работы менеджер оставался недолго – его переманил конкурирующий концерн Chrysler, пребывавший в гораздо более печальном состоянии. Яккоку сразу назначили президентом, но ему уже с первых дней работы пришлось спасать Chrysler от банкротства И ему это удалось: заручившись поддержкой Конгресса США, он смог получить государственный кредит. К слову, американские власти уважали менеджера и президент Рейган даже назначил его руководителем благотворительного фонда по реконструкции статуи Свободы.
Полученные от государства средства Ли Яккока старался потратить с умом. Он запустил в производство среднеразмерные переднеприводные седаны К-серии с экономичными двигателями – Plymouth Reliant, Chrysler LeBaron и Dodge Aries. За семь лет собрали около 2 миллионов машин.
Затем Ли Яккока возродил флагманский роскошный Chrysler Imperial. Но самым значимым его достижением считается создание мини-вэна. Разработать вместительную семейную модель он мечтал еще работая в Ford Motor, но Генри Форд-младший отказался от проекта. Яккока забрал документацию с собой в Chrysler и там совет директоров одобрил новую модель.
В ноябре 1983 года дебютировали близнецы Dodge Caravan и Plymouth Voyager. Мини-вэны предлагали в версиях на 5, 7 или 8 мест, с одной или двумя сдвижными дверями. Построили их на переднеприводной платформе К-серии, а на выбор предлагали моторы мощностью 96-150 л. с.
Под руководством Ли Яккоки концерн Chrysler приобрел марку Jeep и даже некоторое время владел Lamborghini. Именно он настоял на создании Jeep Grand Cherokee – роскошного вседорожника с богатой комплектацией и мощным V8 под капотом. Тогда премиальные модели повышенной проходимости были в диковинку, так что Grand Cherokee опередил время.
Одной из самых известных моделей стал, конечно же, Dodge Viper. К его созданию привлекли легендарного Кэрролла Шелби, с которым Яккока работал еще в Ford в 60-х. Конструкторы построили яркий автомобиль, под длинным капотом которого прятался огромный 8,0-литровый V10 мощностью 400 л. с. С 6-ступенчатой механической коробкой переключения передач Viper разгонялся до 100 км/ч за 4,8 с и развивал 265 км/ч. К слову, в доводке автомобиля помогали специалисты Lamborghini.
В конце 1992 года Ли Яккока покинул пост президента Chrysler, однако не ушел на заслуженный отдых. Он работал на киностудии MGM, основал компанию по производству оливкового масла, а в 1999 году занялся еще никому неизвестными тогда электровелосипедами. Ему неоднократно предлагали идти в политику, но он отказался. К тому же, Яккока написал несколько книг по автомобильному бизнесу и активно занимался благотворительностью.