Электромобили: тернистая дорога на вершину
В последние годы автомобильный мир переживает настоящую революцию. Продажи электромобилей растут с завидной скорость. Так, если в 2011 году их продали 50 тыс., то в 2014 – уже 300 тыс., а в 2019 – 2,2 миллиона. Самый популярный электромобиль в мире, Tesla Model 3, за прошлый год разошелся тиражом в 300 тыс. единиц и обошл многие бензиновые и дизельные седаны D-класса.
Однако, путь на вершину оказался долгим и тернистым. Электромобиль – не новое изобретение, он известен еще с XIX века. Мало того, сейчас электрический транспорт переживает возрождение, ведь ранее он уже пользовался немалой популярностью.
Первые эксперименты по созданию экипажей с электромотором начали проводить после изобретения свинцовых аккумуляторов в 1859 году. Пионером считается британец Томас Паркер. Сначала он занимался разработкой электрических трамваев и локомотивов для метро Лондона, а затем приступил к созданию транспортного средства, не нуждающегося в контактных проводах. Первый прототип электромобиля показали в 1884 году, а уже через несколько лет аналогичные разработки появились в Германии и Франции. В 1890 году Уильям Моррисон представил в США шестиместный фургон, способный развить 23 км/ч.
Поначалу электромобили очень успешно конкурировали с бензиновыми моделями. Они были мощнее, работали практически беззвучно, не травили окружающих выхлопом и обходились дешевле в эксплуатации. Заводились электромобили легче, ведь двигатели внутреннего сгорания в то время не были оснащены стартером и приходилось пользоваться заводной ручкой.
В обслуживании электрическая техника проще: владельцу не нужно было думать о замене масла, фильтров или свечей зажигания (а ведь станций техобслуживания в то время фактически не было). Немаловажным преимуществом была хорошая тяга с первых оборотов, что снимало необходимость в многоступенчатой трансмиссии. Тем более, что на рубеже XIX-XX веков на Западе стараниями Томаса Эдисона и Николы Теслы как раз началась тотальная электрификация, то есть появилась возможность подзаряжать аккумулятор дома. Интересно, что уже тогда предлагали услугу по бесплатной замене батарей. Бизнесмены сразу оценили преимущества нового транспорта и уже с 1898 года на улицах Лондона, Берлина и Нью-Йорка появились электрические такси.
Далеко не все знают, что впервые до 100 км/ч разогнались именно на электромобиле: рекордный заезд в 1899 году совершил бельгиец Камиль Женатци на обтекаемом болиде La Jamais Contente собственной конструкции. Для достижения такой скорости инженер установил два электромотора общей мощностью 67 л. с.
Мало того, именно с электромобилей начинал свою карьеру и сам Фердинанд Порше. В 1900 году на Парижском автошоу он показал Lohner-Porsche с двумя передними мотор-колесами мощностью по 3,5 л. с. Он развивал 50 км/ч, а заряда батарей хватало, чтобы проехать 50 км. Позже для британского гонщика Э. Харта Порше создал версию с мотором в каждом колесе – это был первый в мире полноприводной автомобиль. Еще одно творение гениального конструктора – первый в мире гибрид Semper Vivus: аккумуляторы в нем заменили 4-цилиндровым бензиновым мотор-генератором, вырабатывавшим электричество.
В 1899 годц начала выпуск электромобилей американская компания Woods. Поначалу в Чикаго представили небольшой двухместный Electric Buggy, а в 1905 году увидел мир роскошный Woods Victoria. По сути, это была карета с двумя 2,5-сильными электромоторами, способная развить 30 км/ч. В 1915 году представили оригинальный гибридный Dual Power. До скорости 24 км/ч он передвигался на электротяге, а затем подключался бензиновый 27-сильный двигатель и позволял разогнаться до 56 км/ч. За три года выпустили около 600 Dual Power по цене в 2700 долларов.
С электрических моделей начинал выпуск авто и Stubaker. Электромобили очень быстро прогрессировали. Так, в 1900 году 28% моторизированных экипажей в США были электромобилями. А в 1912 году в Штатах регистрацию получили 33 800 автомобилей с электрическими двигателями и только 19 500 – с бензиновыми. К слову, вернуться к подобным объемам выпуска электромобилей удалось только в начале XXI века.
Особенно удачной оказалась продукция компании Detroit Electric, основанной в 1907 году. В разработке их моделей принял участие отец электрической лампочки Томас Эдисон. Именно он изобрел для них никелевую батарею, обеспечивавшую запас хода в 80 км. Максимальная скорость составила 39 км/ч. На выбор предлагали несколько различных кузовов. Эдисон сам пользовался купе Detroit Electric, а его примеру последовали такие знаменитости, как Джон Рокфеллер и генерал Эйзенхауэр (будущий президент США). Даже жена Генри Форда некоторое время водила Detroit Electric.
Закат электромобилей начался в 20-х годах. Именно тогда проявилась их Ахиллесова пята – малый запас хода. Строительство сети автомагистралей в США, Германии и Италии сделало реальными путешествия на дальние расстояния, а для этого, естественно, больше подходили бензиновые модели. Они стали более совершенными: запуск двигателя облегчил электростартер, моторы стали тише и надежнее. Конвейерное производство сделало их массовыми и дешевыми. О расходе топлива в те времена мало кто задумывался, ведь бензин стоил копейки. Да и АЗС появились чуть ли не на каждом углу. И тем более никто не заботился об окружающей среде.
Электромобили очень быстро превратились в редкий эксклюзив. Так, в 1959 году на базе Renault Dauphine создали Henney Kilowatt, способный разогнаться до 97 км/ч и проехать на одном заряде батареи 100 км.
Впрочем, электрической осталась многая специализированная техника. Даже в СССР на предприятиях активно использовали вилочные погрузчики – чехословацкие электрокары Desta, восточногерманские V.T.A. Kraft и болгарские «Балканкар». Со временем производство таких погрузчиков даже наладили во Львове.
Порой электромобили использовались как развозные фургоны или гольф-карты. Между прочим, Львовский автозавод еще с 1950 года выпускал электрические ЛАЗ-750, использовавшиеся для перевозки почты в крупных городах: это были первые серийные электромобили в СССР. Экспериментировали с электрическими Запорожцами и на ЗАЗе.
Кстати, именно электромобили стали единственными колесными транспортными средствами, покинувшими Землю. И Lunar Rover американских астронавтов на Луне, и советский беспилотный «Луноход» были оснащены именно электрическими двигателями, а энергией их питали солнечные батареи.
Топливный кризис середины 70-х годов и подорожание нефтепродуктов заставили вспомнить об уже подзабытых электромобилях. А тут еще и экологическое движение начало зарождаться.
Современную эру электромобилей начал General Motors EV1 1996 года. Обтекаемое двухместное купе выпустили в количестве 1117 единиц, причем всех их сдавали в аренду. Это обтекаемое двухместное купе со 137-сильным мотором развивало 130 км/ч и могло проехать 160-225 км, в зависимости от типа батареи. Первым же по-настоящему массовым электромобилем стал Nissan Leaf.
Сейчас электромобили переживают второй пик популярности и действительно уже способны достойно конкурировать с бензиновыми и дизельными моделями. Самые совершенные из них уже способны преодолеть 500 км без подзарядки, а у рекордсмена Tesla Model S запас хода недавно увеличили до 645 км. Так что сейчас мы точно на пороге электрической эры.