Микроавтобусы Volkswagen: от авто хиппи до мини-вэна бизнес-класса
Культовый Volkswagen Beetle не только является самым массовым автомобилем в мире (выпущено 21,5 млн. единиц), но и дал путевку в жизнь многим моделям. Среди родственников «Жука» – вседорожник Type 82 Kübelwagen, купе Karmann-Ghia, первенец Porsche 356 и, конечно же, микроавтобус T1. Последний не только смог стать культовым транспортным средством (что невероятно для коммерческой модели), но и положил начало целому «семейству» вэнов Volkswagen. Прямым наследником Т1 является недавно представленный Volkswagen Multivan Т7 и это повод вспомнить родословную модели.
История Volkswagen T1 берет свое начало в конце 40-х годов. Beetle тогда только становился на ноги, но уже стало понятно, что одной модели в линейке марки недостаточно и ее нужно расширять. Хотя сначала в Volkswagen не думали начинать производство коммерческой техники. Первый T1 собрали сами рабочие немецкого завода. Им просто нужны были машины для развозки по цехам запчастей для Beetle, поэтому на базе стандартного «Жука» они создали небольшой фургон. Его увидел голландский автодилер Бен Пон и идея ему понравилась. Конечно, внешний вид заводского творения был очень простым, поэтому Пон самостоятельно разработал дизайн новинки.
Проект Пона выделялся однообъемным силуэтом с вынесенным вперед пассажирским отсеком. Руководству Volkswagen авто пришлось по душе и началась его разработка. Микроавтобус продули в аэродинамической трубе, что привело к довольно низкому на то время (0,44) коэффициенту лобового сопротивления. Как можно больше узлов и агрегатов позаимствовали у «Жука». Большие круглые фары Beetle идеально вписались в стиль передней части, придав ей неповторимый колорит. В целях экономии установили разделенное лобовое стекло, а остальные окна сделали очень маленькими. Оппозитный 1,1-литровый мотор воздушного охлаждения мощностью всего 24 л. с. расположили, конечно же, сзади. Оформление салона получилось весьма спартанским, но автомобиль был очень просторным. Там легко могли разместиться семь человек с багажом.
Новый Volkswagen T1 поступил в производство в начале 1950 года. За год выпустили около 9500 этих автомобилей с кузовами вэн и фургон. Скоро на базе Т1 создали карету «скорой помощи», а в 1952 году – пикап.
В первые годы спрос на микроавтобус был не слишком большим, но со временем он начал расти. Автомобиль стал популярным среди специальных служб, предпринимателей, фермеров. Тем более, что Т1 постоянно модернизировали. Так, в 1953 году установили 1,2-литровый 30-сильный мотор, а шесть лет спустя его мощность подняли до 40 л. с. Конечно, с основательно загруженным мини-вэном такой двигатель не всегда мог справиться. Поэтому в 1963 году представили вариант Transporter: благодаря 1,5-литровой 52-сильной «четверке» грузоподъемность выросла до одной тонны. Со временем над лобовым стеклом появился козырек, а за счет уменьшения крышки капота удалось установить пятую дверь.
Расширили и перечень комплектаций. Интересно, что версии вэна отличались количеством окон. В базовой Kombi их было 11, в более дорогой DeLuxe – 13, а в варианте со сдвижным тканевым верхом – 21 (окна были расположены в два «этажа»). К тому же, разработали оригинальный автомобиль для путешествий Т1 Camper, на крыше которого раскладывалась палатка.
Успех ожидал Volkswagen Т1 и в США. За океаном его особенно полюбила молодежь и он стал частью субкультуры хиппи. В нем можно было собрать компанию, переночевать при надобности, а на крыше помещались доски для серфинга или лыжи. Тем более, что вэн был доступным, а его расход топлива и затраты на содержание были небольшими.
В 1967 году в Германии представили второе поколение модели – Volkswagen Т2, хотя Т1 еще до 1975 года собирали в Бразилии. Новичок немного подрос в размерах, его дизайн стал более сдержанным. Ушли в прошлое разделенное пополам лобовое стекло и маленькие боковые окошки, зато появились удобные сдвижные двери. Базовым стал 1,6-литровый 48-сильный двигатель, позже появились более тяговитые «четверки» объемом 1,7 л (66 л. с.) и 2,0 л (70 л. с.). Новая задняя подвеска улучшила управляемость и комфорт езды. Мини-вэну в качестве опции предложили автоматическую трансмиссию, а с 1975 года все версии стали оснащать впрыском топлива.
Географию производства модели расширили Аргентина, Австралия и Мексика. Т2 оказался настоящим долгожителем: например, в Бразилии его выпускали вплоть до декабря 2013 года, причем с современными рядными «четверками» от Volkswagen Polo, способными работать как на бензине, так и на этаноле.
Тем временем в Германии уже в 1979 году дебютировал Volkswagen T3. Его стиль стал граненым, а старые двигатели стали постепенно вытесняться более современными моторами с жидкостным охлаждением. Причем, самые мощные 2,6-литровые версии развивали 136 л. с. Впервые появились и экономные дизельные модификации, а также вседорожный вариант с полным приводом и увеличенным клиренсом. Список опций пополнили центральный замок, кондиционер, гидроусилитель руля. Последний Т3 сошел с конвейера в ЮАР в июне 2002 года.
Дебютировавший в 1990 году Volkswagen T4 стал дороже и солиднее. В конструкции модели произошла революция: двигатель перенесли вперед, а ведущими колесами стали передние. Помимо стандартной версии появилась и удлиненная, предложили и богато оснащенный вариант с кожаным салоном. Значительно расширили линейку двигателей: она включала бензиновые моторы мощностью 67-204 л. с. и дизели мощностью 61-150 л. с.
В 2003 году в производство запустили Volkswagen T5, доступный в вариантах Caravelle, Kombi Transporter и флагманском Multivan. Он далеко ушел от своего бюджетного прародителя и превратился в транспортное средство бизнес-класса. В самой дорогой версии появились электропривод сдвижных дверей, трехзонный климат-контроль, парктроник, подогрев сидений, круиз-контроль, CD-чейнджер.
С 2015 года в производство поступил Volkswagen T6. Его оснащали двигателями мощностью до 204 л. с., причем появился даже электрический вариант. Среди опций появились камера заднего вида, системы слежения за «слепыми» зонами, определения усталости водителя и автоматического замедления.
Новый Volkswagen T7 пока представили только в версии Multivan. В его дизайне можно найти черты предка Т1, но в то же время появились современные цифровая панель приборов и система полуавтономного движения. Впервые предложен и заряжаемый гибрид.
Но и у культового Т1 по-прежнему остаются фанаты. Они тщательно реставрируют и дорабатывают свои автомобили, организовывают парады и слеты. Модель стала героем десятков кинолент и мультфильмов. Ведь это – легенда, образ жизни, символ свободы.