Его величество Энцо Феррари
В автомобильной истории не так много личностей, которые бы сравнились с Энцо Феррари. Его вклад в автоспорт невозможно переоценить. Именно благодаря Энцо весь мир заговорил о маленькой автомобильной фирме с Маранелло. Красные автомобили с гарцующим жеребцом на капоте стали эталоном мощности, скорости, символами победы.
Трудно в это поверить, но сначала жизнь Энцо вообще не была связана с автомобилями. Родился он 18 февраля 1898 года в семье владельца железнодорожной мастерской и детстве мечтал стать журналистом или оперным певцом. Тем не менее все изменилось, когда отец сводил десятилетнего Энцо на автогонки: тот сразу влюбился в них с первого взгляда и решил стать пилотом болида.
Его планы прервала война, которая принесла семейную трагедию – на фронте погибли отец и старший брат Энцо. Вскоре и его самого призвали в армию, но на фронт он не попал. Тогда свирепствовала эпидемия «испанки», Феррари заболел и попал в госпиталь, а со временем его демобилизовали и отправили домой.
В 1918 года юноша решил устроиться на работу в Fіat, но там ему в грубой форме отказали. Позже он упоминал, что после этой неудачи проплакал весь вечер. Но со временем Феррари нашел работу мечты – стал гонщиком в команде CMN. Энцо показал неплохие результаты, как для новичка – финишировал девятым в престижной гонке Targa Florіo. Вскоре талантливого новичка заметила команда Alfa Romeo и пригласила в 1920 году его к себе. Именно там Феррари раскрыл свой потенциал. В Тарга Флорио он занял уже второе место, а в 1923 году за рулем болида Р2 выиграл Гран-при в городе Равенна.
Этот триумф не был самым выдающимся в карьере пилота, но стал знаковым. После гонки к Энцо подошла мать погибшего в Первой мировой войне асса Франческо Баракки. Она была в захвате от мастерства и мужества Феррари и предложила ему украсить авто гербом ее сына. Так появилась знаменитая эмблема – гарцующий жеребец. Энцо лишь изменил белый фон герба на желтый – цвет его родного города Модены.
Через год пилот добыл свою самую громкую победу в Кубке Ацербо – смог обогнать немецких ассов на новеньких Mercedes. Всего же за карьеру Феррари принял участие в 47 гонках и одержал 13 побед. За это фанат Alfa Romeo Бенито Муссолини наградил гонщика орденом и титулом Коммендаторе (командор). С этого времени подчиненные только так и обращались к нему.
В 1929 году Энцо покинул заводскую команду Alfa Romeo и основал свою «конюшню» Scuderіa Ferrarі. Со временем он прекратил выступать в гонках и занялся исключительно командным менеджментом. Ему повезло: официально Alfa Romeo ушла из гонок и передала все свои болиды «Скудерии». Там решили, что дешевле оказывать техническую поддержку частной команде, чем держать свою собственную.
Коммендаторе не подкачал. Пригласив талантливого конструктора двигателей Витторио Яно, он кардинально модернизировал Alfa Romeo 8С 2300 и создал 180-сильную модель Monza. В начале 30-х годов она была вне конкуренции: одержала 8 побед и несколько призовых мест в 22 гонках. За «конюшню» выступали такие ассы, как Ахилл Варци, Эжен Бйорнстад, Луи Широн и Тацио Нуволари.
Но три года спустя завод Alfa Romeo решил прекратить финансирование команды. Скоро новейшие немецкие Mercedes W25 и Auto Unіon Type C оставили итальянцев далеко позади. Пришлось готовить болиды своими силами. Причем, довольно оригинальные. В 1935 году Энцо создал первую полностью собственную модель – Alfa Romeo Bіmotore. Поскольку итальянские моторы были слабее немецких, Феррари установил на болид сразу два двигателя спереди и сзади. Суммарно они развивали 510 л. с. 16 июля 1935 года Тацио Нуволари за рулем Bіmotore установил рекорд скорости на обычном шоссе – 322 км/ч.
Но Bіmotore оказалась трудной в управлении, поэтому ей на смену пришли одномоторные 8С-35 (330 л. с.) и 12С (360-430 л. с.). За рулем 8С-35 Нуволари умудрился в 1935 году победить сверхмощные Mercedes и Auto Unіon на их родном автодроме Нюрбургринг. Хотя вообще команда Феррари уступала немцам, которые получали государственную финансовую поддержку. В Alfa Romeo решили исправить ситуацию и в 1937 году взяли под контроль "конюшню" Феррари, а его самого понизили до должности спортивного директора. Честолюбивый итальянец не потерпел оскорбления и ушел из команды.
Энцо Феррари не сидел сложа руки, а создал новую команду ААС и презентовал небольшой болид Тіро 815. Именно эту модель считают первым Ferrarі. Как видно из названия, автомобиль получил восьмицилиндровый 1,5-литровый двигатель мощностью 72 л. с. Автомобиль заявили в гонки Mіlle Mіglіa и он даже шел вторым в своем классе. Лишь технические проблемы помешали финишировать на подиуме.
Война помешала росту команды. Гонки прекратились, а союзники при освобождении Маранелло немного повредили завод Феррари. Лишь гиганты вроде Alfa Romeo могли тогда разрабатывать гоночные авто. Коммендаторе предлагали вернуться в Alfa Romeo, но он отказался.
Началом настоящего триумфа красных машин считается 1947 год. Итальянское экономическое чудо ускорило развитие предприятия Энцо и разработку Ferrarі 125 S. Для своего времени это был шедевр с 1,5-литровым V12 мощностью 118 л. с. и максимальной скоростью в 170 км/ч. Дебютировал автомобиль на гонках в Пьяченце, а через две недели уже праздновал свою первую победу на Гран-при в Риме. Практически сразу представили и Ferrarі 166 ММ (2,0 л, 140 л. с.). На ней молодая команда выиграла обе престижные итальянские гонки – Targa Florіo и Mіlle Mіglіa. А через два года Луиджи Чинетти и лорд Эдмонд Сельдсон победили на этом болиде и в 24-часовой гонке в Ле-Мане.
И пошло-поехало... В 1951 году Фройлен Гонсалез одержал первую победу в Формуле-1, а уже в 1952-1953 годах Альберто Аскари за рулем Ferrari 500 стал двукратным чемпионом Формулы-1. Затем последовали чемпионские титулы Хуана-Мануэля Фанхио в 1956 году, Майка Хоторна в 1958 году, Фила Хилла в 1961 году. «Скудерия» начинает буквально коллекционировать победы. Появились и первые дорожные авто. Сначала это были переработанные версии гоночных моделей и неудивительно, что их часто покупали именно для гонок.
Скоро в модельном ряде начали появляться настоящие произведения искусства. В 1952 году дебютировала модель 340 Amerіca, созданная специально для рынка США. Ее 4,0-литровый V12 выдавал 220 л. с. и этого было достаточно для 240 км/ч. Вскоре на смену ей пришел 340-сильный Ferrari 410 Superamerіca, способный достичь 260 км/ч. Но объемы производства этих автомобилей были мизерные: 410-я модель, например, разошлась тиражом в 36 экземпляров. Все они имели индивидуальные кузова от ведущих ателье – Scaglіettі, Mіchelottі, Pіnіnfarіna. Между прочим, именно с этих пор начинается сотрудничество Ferrarі и Pіnіnfarіna, которое длится и до сих пор.
Тогда же дебютировала и самая успешная модель 50-х – Ferrari 250. Трехлитровый V12 в разных версиях развивал от 230 до 300 л. с. Самая мощная версия этого двигателя ставилась на гоночный Testa Rossa. Результат – 6 с до 100 км/ч и максимальная скорость в 270 км/ч. Этого хватило, чтобы выиграть Ле-Ман в 1958, 1960 и 1961 годах. Этот же двигатель прятался под капотом непревзойденной Ferrarі 250 GTO, трижды выигрывавшей чемпионат мира в классе GT. К слову, GTO – один из самых дорогих автомобилей всех времен и народов, ведь одно из купе продали за 70 миллионов долларов!
Эталоном утонченности стал Ferrari 250 GT Lusso 1960 года. В Pіnіnfarіna создали очень элегантный кузов, а 240-сильный V12 позволял развивать 240 км/ч. Кстати, продавал Ferrari 250 в США Луиджи Чинетти.
Но все успехи затмила смерть от болезни сына Дино. После этого Коммендаторе заперся в себе, реже стал появляться на гонках. А в честь сына он назвал линейку компактных и легких Ferrarі. Автомобили оказались очень успешными, а Ferrai 246 Dino стал первой серийной среднемоторной моделью марки.
Успешная итальянская фирма вызвала заинтересованность у мировых автогигантов. В 1964 году Ford предложил Энцо продать ее за немалые 18 миллионов долларов. Коммендаторе отказался, ведь его не собирались оставлять во главе Ferrari. А вот Fiat согласился сохранить Феррари у руля его компании. Чтобы отметить сделку, руководителю Fiat Джанни Аньели подарили эксклюзивный Ferrarі 365P. Купе базировалось на платформе гоночной модели, а потому весило всего тонну и имело невероятный 380-сильный V12. Кузов сделали трехместным с центральным рулем и прозрачной крышей.
Но Ferrari не удалось избежать спада. После 1965 года команда ни разу не выиграла Ле-Ман. Оскорбленный Генри Форд ІІ поручил создать модель GT40, которая четыре раза подряд (1966-1969 гг.) громила итальянцев в 24-часовых гонках. Стало меньше побед и в Формуле-1. В 1964 году в трудной борьбе победил Джон Сертиз на Ferrarі 158, а следующего чемпионского титула Ники Лауды пришлось ждать аж одиннадцать лет.
Зато возросли прибыли от серийных автомобилей. Очень неплохо продавалась Ferrari 365 GT/4 Daytona, ставшая самым быстрым серийным авто в мире – 280 км/ч. На смену ей пришла модель Berlinetta Boxer с оппозитным 12-цилинлровым двигателем. Популярной оказалась Ferrarі 308, пришедшая на смену Dіno 246 GT – выпущено 12 тыс. купе.
Хотя старость Энцо начала давать себя знать, он будто и не замечал ее и работал целыми днями. Говорил: «Так лучше – работая без отдыха, не успеваешь думать о смерти». Впрочем, от нее не убежишь и 14 августа 1988 года в возрасте 90 лет Энцо Феррари не стало. Последняя модель, которую он создал – легендарный F40. Коммендаторе еще успел увидеть триумф этого фантастического купе, способного развить 324 км/ч.
Имя Энцо Феррари золотыми буквами вписано в историю автоспорта. Под его руководством «Скудерия» выиграла 9 чемпионских титулов и 8 кубков конструкторов в Формуле-1, 8 раз выигрывала Ле-Ман и семь раз приобретало первенство в чемпионате Gran Turismo. Компания разрослась и сейчас уже выпускает по 10 тыс. автомобилей в год.