Jaguar XK: элегантный и скоростной
Марка Jaguar существует с 1922 года, но первые несколько десятилетий была мелкосерийным автопроизводителем. Мировая известность пришла к ней в послевоенные годы благодаря линейке моделей XK. Они отличались элегантным дизайном и были одними из самых быстрых авто своего времени.
В годы Второй мировой британские автозаводы были перепрофилированы на выпуск различной боевой техники. Даже на небольшом предприятии Jaguar (тогда оно называлось Swallow Sidecars) наладили сборку авиадвигателей. Зато инженеры смогли ознакомиться с новейшими технологиями моторостроения, чтобы затем применить их в своей отрасли. С 1943 года группа конструкторов во главе с Уильямом Хайнсом начала разработку полностью нового шестицилиндрового двигателя.
В 1945 году директор компании Уильям Лайонс переименовал ее в Jaguar Cars. После смены названия началась разработка нового модельного ряда. К тому времени практически был готов и мотор. Для своего времени эта 3,4-литровая рядная «шестерка» была инновационной – с головкой блока цилиндров из алюминиевых сплавов и двумя верхними распредвалами. Характеристики оказались очень неплохими: 160 л. с. в дорожной версии и 180 л. с. в гоночной.
Уильям Лайонс решил, что первым этот двигатель должна получить имиджевая спортивная модель. Она не будет массовой, но привлечет всеобщее внимание к марке. В Jaguar взялись за разработку двухместного кабриолета. Работы над ним длились три года, а представить новинку решили на первом послевоенном Лондонском автосалоне в 1948 году.
На автошоу изящный Jaguar мгновенно привлек всеобщее внимание своими обтекаемыми формами кузова из авиационных алюминиевых сплавов. Среди новшеств конструкции были независимая подвеска передних колес и регулируемая рулевая колонка. Салон декорировали дорогой кожей и ореховым деревом. Интригующим было и название модели – XK120. Представители Jaguar разъяснили, что не зря придумали такое цифровое обозначение. Ведь их творение было способно развить 120 миль/ч (193 км/ч), то есть было самым быстрым серийным автомобилем своего времени.
Вскоре прессу пригласили на показательный заезд на новой бельгийской автомагистрали. XK120 превзошел все ожидания, ведь развил невероятные 200 км/ч и установил мировой рекорд скорости для серийных автомобилей. Разгон до 100 км/ч занимал менее 10 с. А надежность кабриолет доказал на гоночной трассе в Монтлери, где его испытывали на протяжении недели на скорости 160 км/ч. За это время автомобили преодолели свыше 27 тыс. км, они останавливались только для дозаправки и смены уставших пилотов.
Рекорды принесли Jaguar известность и многочисленные заказы на XK120. Причем, спрос был настолько большой, что заводских мощностей не хватало, чтобы его удовлетворить. От первоначальных планов собрать 200 машин отказались и с 1951 года взялись расширять производство. Тем более, что спрос на XK120 оказался особенно высоким в США, а британское правительство решило предоставлять налоговые льготы экспортерам. Одним из первых американских владельцев Jaguar стал знаменитый актер Кларк Гейбл.
Для массового производства автомобиль решили сделать менее трудоемким в изготовлении, поэтому кузовные панели решили сделать стальными. К кабриолету присоединилось оригинальное купе. Кстати, для избранных клиентов изготовили несколько эксклюзивных XK120 с заказными кузовами от Bertone, Ghia и Pininfarina.
За шесть лет удалось собрать свыше 12 тыс. автомобилей. Популярности способствовали и гоночные успехи. Лучшей рекламой стали победы Jaguar в 24-часовой гонке в Ле-Мане в 1951 и 1953 годах. Их завоевала заводская команда на гоночной модификации XK120-C или C-Type. Залогом успеха стала еще одна новейшая авиационная технология – дисковые тормоза, впервые в мире примененные в автомобиле. К тому же, Jaguar стал первой импортной моделью, победившей на этапе американской серии NASCAR.
В 1954 году представили улучшенный Jaguar XK140. Он стал просторнее внутри, а мощность двигателя увеличили до 190 л. с. в базовой версии. Кроме того, представили заряженный 210-сильный вариант SE, а в списке опций появилась автоматическая трансмиссия. Управляемость улучшили доработанные подвеска и рулевое управление. За три года выпустили около 8800 купе и кабриолетов.
Гоночные изобретения применили и на новом серийном Jaguar XK150 1957 года. Сначала он получил дисковые тормоза, а через два года – и улучшенный мотор. Причем если мощность стандартной версии составила 220 л. с., то ХК150 S развивал те же 265 л. с., что и D-Type. Хотя автомобиль стал больше и тяжелее, чем ХК140, динамика улучшилась. Разгон до 100 км/ч занимал 7,2 с, а максимальная скорость составила 220 км/ч. Автомобиль был весьма экономичным для своего времени – расходовал 12,8 л/100 км в смешанном цикле.
Последний Jaguar XK150 покинул конвейер в октябре 1960 года и уступил место своему наследнику – легендарному Е-туре. Всего за 12 лет произвели свыше 30 тыс. автомобилей серии XK и именно благодаря им британская марка громко заявила о себе. А рядный шестицилиндровый двигатель Уильяма Хайнса получился настолько удачным, что его устанавливали на различные модели Jaguar вплоть до 1992 года.
В 1996 году Jaguar XK возродили, но уже как большие четырехместные туристические купе и кабриолет с V8 под капотом. Новинка оказалась не менее элегантной на вид, чем знаменитый предок – постарался стилист Аян Каллум. Сначала устанавливали 4,0-литровые моторы мощностью 290 и 370 л. с., а потом появились усовершенствованные «восьмерки» объемом 4,2 л на 300 и 400 л. с.
В 2006 году представили новое поколение Jaguar XK с легким кузовом из алюминиевых сплавов. На первых порах его оснащали 4,2-литровыми двигателями предшественника, но затем в линейке появились 5,0-литровые V8. Самый мощный 550-сильный Jaguar XKR-S стартовал до 100 км/ч за 4,4 с и развивал 300 км/ч.
Сейчас в линейке Jaguar есть только двухместное купе Jaguar F-Type. Хотя руководство компании рассматривает возможность возвращения Jaguar XK, ведь именно эта модель сделала британскую марку известной.