McLaren F1: шедевр техники
McLaren начинал как гоночная команда и добился немалых успехов: 12 чемпионских титулов в Формуле-1 – серьезное достижение. А вот с серийными моделями поначалу не сложилось, хотя Брюс МакЛарен всегда мечтал создать дорожный автомобиль. Первенец McLaren F1 появился в 1993 году и практически сразу стал культовым. Его характеристики заслуживают уважения и сейчас.
Первую попытку создать серийный McLaren предприняли в 1969 году, однако дальше двух прототипов M6 GT дело не пошло гибель Брюса МакЛарена не позволила довести проект до конца. Снова вспомнили об идее в 1988 году. В аэропорту после Гран-при Италии об этом разговорились руководитель McLaren Рон Деннис и технический директор Гордон Марри.
Разговор особенно произвел впечатление на Гордона Марри, ведь он уже давно подготовил первые наброски среднемоторного спорткупе и сформировал его концепцию. Оно должно быть легким и невероятно мощным, но при этом практичным и подготовленным к дальним путешествиям. Марри планировал, что автомобиль будет предназначен для бизнесменов, которые смогли бы путешествовать на нем по автобанах между европейскими городами.
Самой оригинальной деталью проекта стала посадочная формула салона. Водитель сидел по центру, как в болиде Формулы-1, а пассажиры – по бокам. Дело в том, что в среднемоторных автомобилях педальный узел всегда немного сдвинут к центральному тоннелю, что делает его не слишком удобным. Компоновка не только делала автомобиль более вместительным, но и обеспечивала лучшую обзорность. К тому же, отпадала и необходимость строить отдельную праворульную модификацию для родного британского рынка.
Рон Деннис всерьез занялся увлекательным проектом, хотя понимал: конкуренция будет серьезной, ведь рубеж 80-90-х годов отметился настоящим всплеском в сегменте сверхмощных и скоростных автомобилей. Начало ему положили легендарные Ferrari F40 и Porsche 959, а затем эстафету подхватили экзотические Jaguar XJ220, Lamborghini Diablo, Bugatti EB110. Сформировался целый класс так называемых суперкаров.
Чтобы бросить вызов грандам, нужен был мощный двигатель, а его-то как раз и не было. Гордон Марри планировал установить атмосферный V12 мощностью не менее 550 л. с. и весом не более 250 кг. Болиды Формулы-1 McLaren использовали двигатели Honda, но это были 1,5-литровые V6 с турбонаддувом. У японской компании не было опыта постройки моторов большого объема.
За помощью обратились к BMW и баварцы создали настоящий шедевр. Двигатель объемом 6,1 л оснастили 4 клапанами и двумя форсунками впрыска на цилиндр, а также системой регулировки фаз газораспределения. Блок выполнили из алюминиевых сплавов, а распредвал – из магния. Мотор получился тяжелее (266 кг), однако лишние килограммы с лихвой компенсировались мощностью в 627 л. с. при 7400 об/мин. V12 раскручивался до 8500 об/мин, а при 5600 об/мин достигался максимальный крутящий момент в 651 Н•м.
Прототип McLaren ХР1 показали 28 мая 1991 года накануне Гран-при в Монако. Тогда же огласили и название модели – F1 (дань многочисленным триумфам в Формуле-1). Затем купе отправилось на испытания в пустыню Намибии. На тестах автомобиль попал в аварию, но к тому времени уже был готов вариант ХР2. Его разбили, уже намерено – в рамках краш-теста. Интересно, что после лобового столкновения он был способен самостоятельно передвигаться. Варианты ХР3, ХР4 и ХР5 продолжили серию испытаний, их тестировали на сверхскоростном треке Нардо и в заполярье при температуре -20º. Последний из них являлся уже фактически серийной версией – его и представили публике в 1993 году.
Для своего времени автомобиль действительно был передовым, нельзя его назвать устаревшим и сейчас. Чтобы снизить вес, монокок полностью изготовили из карбона – в результате, масса составила всего 1140 кг. Удельная мощность достигла 550 л. с. на тонну, то есть больше, чем, например, у более позднего Bugatti Veyron. В конструкции широко применены магний и титан, а стенки моторного отсека покрыты шаром золота. Все очень просто: этот металл – лучший отражатель тепла, он отводит его от V12. Двери типа «крыло бабочки» не только облегчили доступ в салон, но и сделали купе более эффектным.
McLaren F1 отличается неплохим коэффициентом лобового сопротивления – 0,32. Сверхскоростной автомобиль не нуждается в огромном антикрыле, лишь небольшой спойлер выдвигается на скорости 64 км/ч. А все благодаря технологии граунд-эффекта: два мощных вентилятора отводят воздух из-под днища и, таким образом, будто присасывают автомобиль к дороге.
Салон McLaren F1 декорировали кожей, а водительское сиденье индивидуально подгоняли под каждого клиента (в целях снижения веса оно не регулировалось). Пассажирские кресла немного сдвинули назад и между ними расположили небольшое отделение для мелкой поклажи. Полноценные же багажники установили в боковинах сразу за дверьми, общий объем двух отсеков достиг неплохого результата по меркам спорткупе – 227 л. F1 оснастили кондиционером, центральным замком, электростеклоподъемниками. Особого упоминания заслуживает сверхлегкая аудиосистема Kenwood, созданная специально для F1.
Автомобиль привлекал, прежде всего, ураганной динамикой, которая и сейчас кажется очень приличной. Разгон до 100 км/ч занимает 3,2 с. За 6,7 с F1 достигает 160 км/ч, а за 9,4 с – 200 км/ч. А в 1995 году McLaren F1 побил мировой рекорд скорости для серийных автомобилей – 371 км/ч. Однако и это не предел: спустя три года McLaren показал еще лучший результат – 386 км/ч!
Огромный крутящий момент позволяет трогаться с пятой передачи. При этом столь мощный автомобиль обошелся без электронных «помощников»: отказались не только от Traction control или ESP, но даже от ABS. Гордон Марри объяснил, что они уменьшают удовольствие от езды. Конструктор также отказался от карбоново-керамических тормозных дисков, так как они слишком резкие в городских условиях. Помогает остановиться и спойлер, служащий воздушным тормозом. Нет и усилителя руля – легкий автомобиль попросту не нуждается в нем.
Не менее впечатляющей оказалась и цена F1: это первый в мире автомобиль за миллион долларов. Но она не отпугнула клиентов. Среди первых владельцев McLaren F1 – боксер Майк Тайсон, исполнитель роли Мистера Бина Роуэн Аткинсон, модельер Ральф Лорен и будущий основатель Tesla Илон Маск. Покупатели могли в любой момент прийти на завод и посмотреть, как за стеклом вручную собирают автомобиль.
Как ни странно, столь скоростное купе не планировали выставлять в соревнованиях. Однако профессиональные гонщики оценили его возможности, и в McLaren посыпались заказы на гоночные версии. В результате компания создала модификацию GTR. Автомобилю понизили клиренс, расширили колесные арки, установили огромное антикрыло, появились и 18-дюймовые гоночные колеса. Мощность двигателя подняли незначительно (до 640 л. с.), зато вес снизили до 1000 кг. В 1995 году семь McLaren F1 GTR заявили для 24-часовой гонки в Ле-Мане. Результат оказался ошеломляющим – автомобили заняли 1, 3, 4, 5 и 13 места в общем зачете и первые четыре позиции в своем классе.
Победу решили отпраздновать, выпустив дорожную версию лемановского триумфатора – F1 LM. Мир увидели лишь 6 таких купе (пять серийных и прототип). Всех их окрасили в оранжевый цвет, под которым выступал в 60-х годах Брюс МакЛарен. Им также установили антикрыло и 18-дюймовые диски, а мощность подняли до 680 л. с. Салон избавился от большей части отделки, аудиосистемы и электростеклоподъемников, что позволило снизить вес до 1062 кг. Получилась настоящая ракета, способная разгоняться до 100 км/ч за 2,9 с и до 160 км/ч за 5,9 с. Максимальная скорость снизилась до 362 км/ч – ее ограничивало то самое антикрыло.
К 1997 году изменились правила соревнований и пришлось уменьшить мощность гоночной версии до 600 л. с. Зато создали абсолютно новый обтекаемый кузов с удлиненной задней частью и уменьшенной до 915 кг массой. На прямых Ле-Мана купе разгонялось до 335 км/ч. McLaren занял второе место в общем зачете и победил в своем классе.
Обновленный GTR также послужил основой для серийной модели, названной F1 GT. Таких купе существует всего два. Внутри они почти не отличаются от серийного купе. При неизменных 627 л. с. улучшенная аэродинамика позволяла ехать быстрее. Официально автомобиль не тестировали, но теоретически F1 GT способен развить около 400 км/ч.
Финальной версией модели считается McLaren F1 HDF 1998 года – таких существует лишь два. Это эволюция F1 LM, но с увеличенной до 690 л. с. мощностью и новым антикрылом.
В 1998 году производство McLaren завершилось. Вместе с прототипами изготовили 106 автомобилей, из них 71 – серийные F1, а 28 – GTR. Однако и после прекращения выпуска рекорд скорости долго оставался непревзойденным. Лишь в 2005 году всего на 0,7 км/ч его превысил 806-сильный Koenigsegg CCR.
Сейчас эти купе – настоящая коллекционная ценность, цены на них зашкаливают. Так, в 2017 году стандартное купе ушло с молотка за 15,6 млн. долларов, а год назад за F1 HDF отдали 19,8 млн. Тем временем McLaren уже выпускает преемника F1 – трехместное гибридное купе Speedtail.