Dodge Viper: юбилей могучего американца
Автомобильная Америка славится своими мощными двигателями большого объема. Ими оснащали недорогие спортивные модели, которые традиционно называют muscle cars («мускулистые автомобили»). Их расцвет пришелся на 60-е годы, но топливный и экономический кризисы практически уничтожили такой класс машин. Однако начиная с 90-х этот сегмент начал возрождаться. Первенцем современной волны muscle cars стал знаменитый Dodge Viper, который празднует свое 30-летие.
Создать Dodge Viper предложил в 1988 году президент Chrysler Group Боб Лутц. Он решил, что концерн нуждается в имиджевой флагманской спортивной модели. К созданию автомобиля решили привлечь легендарного американского гонщика и конструктора Кэрролла Шелби. Он прославился еще в 60-х годах, как создатель культовых Shelby Cobra и доработанных Ford Mustang. Боб Лутц видел в новой модели своеобразного духовного преемника Cobra.
Первый прототип появился в 1989 году и сразу сотворил фурор. Это был широкий и низкий 4,5-метровый кабриолет с огромным капотом, сдвинутым назад салоном и широкой «пастью» радиаторной решетки. Выхлопные трубы были установлены прямо на порогах кузова. Громким было и имя – Viper («гадюка»). А вместо традиционного логотипа Dodge спереди и сзади красовались значки в виде змеи. Это подчеркивало преемственность поколений с Shelby Cobra. Салон отличался довольно-таки спартанским стилем. Внутри бросались в глаза дополнительные приборы на центральной консоли и широкий трансмиссионный тоннель. В общем, концепт-кар стал настоящим воплощением мощи.
Однако как раз мощности автомобилю и не хватало. Его планировали оснастить проверенным 5,9-литровым V8, но даже после основательной модернизации он развивал не более 300 л. с. И тогда в Dodge обратили взоры на громадный 8,0-литровый V10 от пикапов Ram и Dakota – самый большой мотор, который тогда устанавливали на легковой автомобиль. Доводку его поручили специалистам Lamborghini, ведь итальянская марка на то время входила в концерн Chrysler. В результате, мощность достигла приличных 400 л. с., а максимальный крутящий момент – внушительных 630 Н∙м. С 6-ступенчатой механической коробкой переключения передач Viper разгонялся до 100 км/ч за 4,8 с и развивал 265 км/ч.
Серийный Dodge Viper R/T10 практически не отличался от концепта. Даже кузовные панели решили оставить стеклопластиковыми, а вместо дверных ручек сохранить кнопки. Разве что добавили съемную жесткую крышу. Летом 1991 года, еще до начала производства, Viper удостоился чести стать машиной безопасности в самой известной американской гонке «500 миль Индианаполиса». Сборка же стартовала в январе 1992 года. Учитывая, что Viper изготовляли вручную, цена была не такой уж и высокой – 50 тыс. долларов. Не удивительно, что спрос был высоким, тем более, что ежегодно выпускали чуть более тысячи машин. Интересно, что в Европе модель продавали под маркой Chrysler.
Далеко не каждый мог совладать со столь мощным зверем, у которого не было ни системы контроля сцепления, ни даже антиблокировочной системы тормозов ABS. Впрочем, Viper и позиционировали, как автомобиль для умелого водителя.
В 1996 году Dodge Viper немного обновили. С боковин исчезли выхлопные трубы, что позволило снизить массу на 30 кг (до 1460 кг). Немного освежили салон и добавили две подушки безопасности. Мощность двигателя кабриолета выросла до 415 л. с. Но главным новшеством стало появление купе GTS. Оно было не только более обтекаемым, но и получило 450-сильный вариант мотора. Поэтому динамика у него была лучше: 4,5 с до 100 км/ч и максимальные 298 км/ч. Расширение линейки положительно сказалось на продажах и в 1998 году с конвейера сошел 10-тысячный Viper.
Премьера купе позволила специалистам Dodge заняться разработкой гоночной модификации GTS-R. Ее масса была снижена до 1150 кг, а мощность V10 выросла до 620 л. с. Автомобиль стал настоящей грозой в гонках. Он пять раз (в 1997, 1998, 1999, 2001 и 2002 годах) выигрывал чемпионат мира FIA GT, побеждал в 24-часовых гонках на автодромах Нюрбургринг (в 1999, 2001 и 2002 годах) и Дайтона (в 2000 г.). В легендарном Ле-Мане Viper GTS-R трижды (в 1998-2000 гг.) занимал первое место в своем классе GT2.
Автомобиль постоянно модернизировали. Так, в 1999 году появился облегченный вариант ACR с 460-сильным мотором и спортивной подвеской. С 2001 года Viper наконец стали оснащать ABS, также стали доступны круиз-контроль и подогрев сидений.
Dodge Viper второго поколения презентовали в 2003 году. Автомобиль сохранил знакомый дизайн, хотя во внешнем виде стало больше граней. Вернулись и характерные выхлопные трубы по бокам. Материалы внутренней отделки были улучшены, а среди стандартного и дополнительного оборудования появились климат-контроль, датчики дождя и света. Объем двигателя вырос до 8,3 л: поначалу он развивал 500 л. с., а с 2008 года – 600 л. с. При этом антипробуксовочная система на Viper так и не появилась. Более мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 3,5 с и развивал 325 км/ч. Цена выросла до 83 тыс. долларов. Ограниченной серией была выпущена и облегченная модификация ACR, причем она установила рекорд круга для серийных машин на автодроме Нюрбургринг, оставив позади более дорогие и эксклюзивные Ferrari, Lamborghini и Porsche. Интересно, что на базе Viper ACR в кузовном ателье Zagato создали эксклюзивный Alfa Romeo TZ3 Stradale.
В 2012 году эстафету принял Viper третьей генерации, который решили выпускать под отдельной маркой SRT. Интересно, что в его разработке снова приняли участие итальянские инженеры, но уже не из Lamborghini, а из Ferrari. Оно и неудивительно, ведь после слияния концернов Chrysler и Fiat это дружественная компания для американцев. Автомобиль остался столь же броским и ярким, а в его конструкции применены легкие углеволокно и магниевые сплавы. Салон стал более роскошным, с более качественной кожей, цифровой приборной панелью и дисплеем мультимедийной системы. V10 объемом 8,4 л и мощностью 640 л. с. позволяет достичь 330 км/ч. Купе стало лучше в управлении и таки обрело системы стабилизации и контроля сцепления. Но, главное, его цена осталась очень даже демократичной – 97 тыс. долларов.
Но даже несмотря на невысокую стоимость, Viper не покупали. Среди причин назывались огромный «аппетит» и отсутствие автоматической трансмиссии. За 2016 год, например, продали всего 630 купе. Поэтому когда год спустя в США вступили в силу новые нормы безопасности, требующие установить надувные «занавески», конструкцию Viper не стали переделывать, а попросту сняли модель с производства.
Всего за 25 лет выпустили 32 тыс. купе и кабриолетов Dodge Viper. Это не так уж плохо для экстремальной спортивной модели.