Ford V8: отец мощных американских автомобилей
Культовые американские автомобили знамениты своими мощными двигателями V8. Эти моторы стали своеобразным символом автопромышленности США – они мощные и при этом недорогие. Популяризировала «восьмерки» и впервые предложила их на массовой модели компания Ford. Автомобиль так и назвали – V8.
История Ford V8 начинается в сложный период Великой депрессии. В кризис продажи автомобилей резко упали, и конкуренция внутри «Большой тройки» (Ford, General Motors, Chrysler) усилилась, ведь за клиента нужно было бороться. Особенно заядлым было соперничество двух самых массовых американских марок – Ford и Chevrolet. В Chevrolet к тому времени подготовили шестицилиндровые Master и DeLuxe, а Ford все продолжал выпуск четырехцилиндровой модели А – наследника легендарного Ford T. И тогда в начале 1930 года у Генри Форда родилась очередная гениальная идея – построить доступную модель с восьмицилиндровым мотором. В то время «восьмерками» были оснащены лишь дорогие и роскошные автомобили вроде Cadillac, Packard и Duesenberg.
Первый прототип нового V8 подготовили еще в мае 1930 года, но он сгорел во время первого же теста. Виной тому стала специфическая конструкция, в которой отсутствовал топливный насос (его функцию выполнял маховик). Тогда инженеры Арнот Сот и Лоуренс Шелдрик разработали новую «восьмерку» более традиционного дизайна. Нижнеклапанный 3,6-литровый мотор с головкой блока цилиндров из алюминиевых сплавов развивал 65 л. с. и обладал неплохим крутящим моментом – 175 Н∙м при 1250 об/мин. V8 был готов к 1931 году, но затем на протяжении девяти месяцев его тщательно испытывали.
Презентация новой линейки Ford состоялась в феврале 1932 года. Все модели порадовали новым прогрессивным дизайном от стилиста Юджина Грегори. Гвоздем экспозиции стал флагманский Ford Model 18. Внешне он почти не отличался от доступного Model B, но был оснащен не «четверкой», а тем самым новым V8. С 3-цилиндровой механической трансмиссией он разгонялся до 120 км/ч – приличной скорости по тем временам. Расход топлива был относительно небольшим – 15 л/100 км. Кроме того, Model 18 был несколько богаче оснащен – его салон декорировали натуральной кожей. Всего предлагали 14 различных кузовов, среди которых были двухдверный и четырехдверный седаны, универсал, купе, кабриолет, фаэтон, пикап и даже развозной фургон.
Поначалу Model 18 продавался не очень активно, но постепенно автолюбители стали все больше обращать внимание на Ford с V8. Ведь никогда еще скоростной автомобиль не был столь доступным: цена модели составляла 460-650 долларов, в зависимости от кузовной версии (8200 – 11 600 долларов по современному курсу). Для сравнения, Buick аналогичной мощности стоил вдвое дороже, а европейские Bugatti и Alfa Romeo обошлись бы в 3000-4000 долларов. За первый год продали 210 тыс. Model 18. Интересно, что мощность V8 оценили как полицейские, так и гангстеры.
Инженеры Ford решили не почивать на лаврах и уже в 1933 году модернизировали своего флагмана. Мощность двигателя подняли до 75 л. с., а колесную базу увеличили с 2692 до 2845 мм. Новинка получила обозначение Model 40. С 1934 года «восьмерка» Ford развивала уже 85 л. с. и 195 Н∙м благодаря двухкамерному карбюратору, а максимальная скорость выросла до 140 км/ч. Количество выпущенных машин превысило полмиллиона. А для сына Генри Форда, Эдсела, создали эксклюзивный спортивный кабриолет Model 40 Special Speedster со 120-сильным V8.
Успех V8 был настолько большим, что в 1935 году Генри Форд принял решение остаточно отказаться от четырехцилиндровых моторов. А линецек Ford V8 снова обновили: новый Model 48 выглядел стремительнее, а в списке доступных опций был редкий в то время радиоприемник.
Очередная модернизация Ford состоялась в 1937 году. Внешние изменения снова поручили Юджину Грегори. Автомобили стали более обтекаемыми, а в их дизайне стали преобладать плавные раздутые формы. Наряду со стандартной 85-сильной версией предложили и более доступный вариант с 2,2-литровым 60-сильным V8. Покупатели положительно оценили нововведения и за год продали почти миллион Ford V8.
Ford V8 1941 года были свежее внешне – менее выраженными крыльями и без подножек. Автомобили заметно увеличились в размерах – их длина достигла 5 м. В списке опций появились обогрев стекла и электропривод мягкой крыши (у кабриолета). Мощность 3,6-литрового двигателя подняли до 90 л. с. Однако, в производстве модель находилась недолго – со вступлением США во Вторую мировую войну выпуск всех легковых автомобилей был свернут. Заводские цеха Ford быстро перепрофилировали под сборку авиадвигателей и бомбардировщиков, а также знаменитых вседорожников Willys.
Впрочем, в июле 1945 года Ford V8 вернулся в автосалоны. Довоенная модель оказалась настолько хорошей, что за четыре года не успела устареть и пошла в производство практически без изменений. Несколько позже предложили усовершенствованную 3,9-литровую 100-сильную «восьмерку». Ford V8 собирали вплоть до 1949 года и за 17 лет выпустили почти 7,5 миллиона этих автомобилей.
Однако, даже после прекращения производства автомобиль оставался весьма популярным. Особенно полюбила его молодежь, у которой не было денег на новый Ford Thunderbird или Chevrolet Corvette. На базе Ford V8 создали сотни так называемых «хот родов» - автомобилей, доработанных своими силами ради улучшения динамических показателей. Двигатель был чрезвычайно надежным легко поддавался форсировке: его мощность можно было увеличить до 120-140 л. с.
Ford V8 – первая доступная мощная модель в США. Именно он ввел моду на двигатели V8. Даже сейчас этот автомобиль считается культовым, а некоторые эксклюзивные «хот роды» могут стоить до полумиллиона долларов.