De Tomaso: итальянцы с американским сердцем
Итальянская земля дала миру не одного производителя ярких спортивных моделей. Ferrari, Lamborghini, Maserati, Alfa Romeo, давно сделали себе имя. Впрочем, наряду с ними присутствуют и многочисленные небольшие компании с меньшими объемами производства. Среди них можно выделить марку De Tomaso, сумевшую добиться немалого успеха.
Гонщик Алехандро де Томазо по национальности итальянец, но родился в Аргентине, куда в 20-х годах эмигрировали его родители. В 1955 году молодой Алехандро вернулся на родину, чтобы попробовать свои силы в автоспорте. Вскоре начинающий пилот неплохо проявил себя и даже выступал в Формуле-1. Со временем де Томазо понял, что гораздо лучше у него получится проектировать гоночные автомобили и в 1959 году основал небольшую мастерскую в городке Модена – на родине Maserati. Поначалу в ней создавались спортпрототипы для самых разных гоночных серий, а с 1961 года началась сборка и болидов Формулы-1 с двигателями Alfa Romeo.
Алехандро де Томазо мог позволить себе содержание фирмы, но он понимал, что гоночные модели не приносят прибыли. Поэтому в De Tomaso взялись за разработку серийного среднемоторного купе, причем очень прогрессивного для своего времени. В его основе лежал трубчатый каркас из алюминиевых сплавов, а кузов выполнили из стеклопластика. Бензиновую 1,5-литровую «четверку» мощностью 104 л. с. позаимствовали у Ford. Машина весом всего 725 кг могла развивать 215 км/ч. Она получила независимую подвеску и дисковые тормоза всех колес. Под названием Vallelunga новинку представили в 1963 году. Она привлекла внимание публики не только интересными новшествами, но и элегантным дизайном от кузовного ателье Ghia.
За четыре года собрали всего 56 Vallelunga, но де Томазо не унывал. Он понимал, что его первенцу не хватало мощности, а потому подписал договор с Ford на поставку двигателей V8. Первым делом их начали устанавливать на гоночные версии Vallelunga – Sport 5000. А в 1967 году появился и серийный De Tomaso Mangusta.
Дизайн Mangusta разработали стилисты Ghia, ведь эта компания перешла под контроль де Томазо. Среднемоторный автомобиль отличался выраженным клиновидным профилем, заостренным «носом» и оригинальным капотом, состоящим из двух поднимающихся вверх секций. На выбор были предложены моторы Ford V8 объемом 4,7 л (305 л. с.) и 4,9 л (230 л. с.). Более мощный вариант достигал 250 км/ч. Модель была неплохо оснащена для своего времени – кожаный салон, кондиционер и электростеклоподъемники. Mangusta оказался популярнее своего предшественника и за четыре года было продано свыше 400 машин.
Молодой итальянский автопроизводитель заинтересовал руководство Ford Motor Company и американцы решили расширить сотрудничество с ней. В Ford планировали с помощью с De Tomaso создать спортивную модель для конкуренции с Chevrolet Corvette. Плодом совместной разработки стало купе Pantera. В его основе лежал стальной монокок, как у гоночных автомобилей. По дизайну автомобиль очень напоминал Mangusta, но получил выдвижные фары. Новый 5,8-литровый V8 развивал 330 л. с., что позволяло разгоняться до 100 км/ч за 6 с и развивать 260 км/ч. Премьера Pantera состоялась в 1971 году, а в США продавали его через дилерскую сеть Ford и Lincoln. При цене в 10 тыс. долларов Pantera оказался дороже Corvette, но значительно дешевле, чем Ferrari и Lamborghini. Всего за четыре года удалось выпустить свыше 5500 этих автомобилей, а одним из первых владельцев Pantera стал Элвис Пресли. Купе неплохо проявило себя и в соревнованиях класса Gran Turismo.
Наряду с Pantera разработали линейку более комфортабельных переднемоторных моделей премиум-класса. Сначала в 1971 году увидел мир 4,8-метровый седан Deauville, а через год – туристическоие купе и кабриолет Longchamp. Они получили тот же V8 производства Ford, но были оснащены автоматической трансмиссией. Deauville и Longchamp развивали 240 км/ч и могли поддерживать высокую скорость на протяжении длительного времени. Для удобства их укомплектовали усилителем руля и комфортабельными сиденьями. Всего изготовили 350 седанов, а также 400 купе и кабриолетов, а один из Deauville приобрела королевская семья Бельгии.
Алехандро де Томазо оказался успешным бизнесменом и к середине 70-х построил настоящую империю. Он продолжал делать гоночные автомобили и даже основал собственную команду в Формуле-1. Вскоре бизнесмен приобрел старейшего итальянского производителя мототехники Moto Guzzi. Под его контроль перешли марки Maserati и Innocenti, причем специалисты De Tomaso помогли расширить их модельный ряд. На базе купе Longchamp был создан Maserati Kyalami, а компактный Innocenti Mini получил заряженную версию от De Tomaso
Успешную ходу De Tomaso прервали топливный кризис и вступление в силу новых экологических норм. Американские двигатели резко потеряли в мощности и к 1974 году Pantera развивал уже 264 л. с. Поэтому в дальнейшем объемы выпуска машин начали уменьшаться. Со временем пришлось отказаться от Innocenti и Maserati, продать Ghia партнерам из Ford. Однако, несмотря на это, развитие Pantera продолжилось. В начале 80-х после серьезной модернизации купе появилась версия GT5. Она выделялась благодаря расширенным колесным аркам и огромному антикрылу, а мощность двигателя подняли до 350 л. с. Последние Pantera были собраны в 1991 году, то есть через два десятилетия после дебюта. Автомобиль стал действительно культовым в среде элиты и довольно массовым, как для спорткупе – свыше 7200 произведенных машин.
Преемник Pantera появился только в 1994 году – представили купе и кабриолет Guara. Они были компактнее, получили легкий карбоновый кузов и новый 4,6-литровый 320-сильный V8 от Ford Mustang. Максимальная скорость составила 275 км/ч, а разгон до 100 км/ч составил 5 с. Однако, новичок и близко не смог повторить успех предшественника, ведь удалось выпустить лишь 60 автомобилей.
Большие надежды в De Tomaso возлагали на новый купе-кабриолет Bigua 1998 года. Его оригинальный дизайн принадлежит перу известного стилиста Марчелло Гандини – автор Lamborghini Countach и Diablo. Двигатель взяли у Guara и с ним автомобиль развивал 255 км/ч. Финансовые трудности не позволили сразу начать выпуск Bigua, но помогли новые инвесторы – компания Qvale. Автомобиль переименовали в De Tomaso Qvale Mangusta и в 2000-2002 годах собрали около 300 купе-кабриолетов. В 1999 году был также разработан прототип новой Pantera, но его не удалось довести до серийного образца.
В 2003 году Алехандро де Томазо ушел из жизни. Без своего отца-основателя компания очень быстро обанкротилась и уже в 2004 году предприятие закрыли. Впрочем, попытки возродить известную марку предпринимаются регулярно. Так, в 2019 году к 60-летию марки подготовили яркий прототип De Tomaso P72.