Lamborghini Countach: юбилей легенды
Итальянские спортивные автомобили привлекают не только характеристиками, но и сногсшибательным дизайном. В Италии считают, что дорогое купе должно привлекать всеобщее внимание, а значит быть яркой, броской, неординарной. Этим требованиям как нельзя лучше соответствует Lamborghini Countach, ставший настоящим символом своего времени. Трудно поверить, что в этом году ему исполнилось 45 лет.
Разработка Lamborghini Countach стартовала в 1970 году. Молодая итальянская марка уже успела стать на ноги и даже удивить публику моделью Miura. Среднемоторный автомобиль отлично себя проявил, но и конкуренты не дремали – подготовили новые Ferrari 365 GT/4 Daytona и Maserati Bora. Ферруччо Ламборгини поручил своим подопечным спроектировать наследника Miura. Группа инженеров во главе с талантливым Джанпауло Далларой начала работу над новым купе с кодовым названием Project 112. Они решили, что подобно предшественнику автомобиль будет среднемоторным. Специалисты создали легкую трубчатую раму из алюминиевых сплавов. Но V12 разместили не поперечно, как в Miura, а продольно. Для лучшего распределения веса 5-ступенчатую механическую коробку переключения передач поместили перед мотором и это создало проблему. Ферруччо Ламборгини требовал сделать машину как можно ниже, но этому мешал карданный вал. Даллара предложил оригинальное решение: вал провели прямо через тоннель в картере двигателя.
Дизайн поручили разрабатывать стилисту Bertone Марчелло Гандини, который ранее создал Lamborghini Espada, Jarama и ту же Miura. Он же взялся и за Project 112 и создал для него стремительный клиновидный кузов высотой чуть более метра. Чтобы облегчить посадку и высадку Гандини применил свое изобретение – «гильотинные» двери, которые он использовал в концепте Alfa Romeo Carabo. Они открывались вверх параллельно кузову. Заднее стекло в прототипе было очень узким, а потому вместо традиционного салонного зеркала заднего вида установили оригинальный перископ, выведенный в узкое окошко в крыше. Среди других интересных деталей дизайна можно выделить треугольные воздухозаборники в боковинах и выдвижные фары.
Автомобиль получился очень футуристическим по меркам своего времени. Поэтому неудивительно, что когда готовый прототип привезли из Bertone на завод Lamborghini, кто-то из рабочих воскликнул: «Countach!» Таким возгласом на диалекте итальянской области Пьемонт выражают высшую степень восхищения. Руководство компании решило, что это слово отлично подходит в качестве имени новинки. Хотя до этого все модели Lamborghini называли в честь быков, которыми с детства увлекался Ферруччо Ламборгини.
Ярко-желтый концепт-кар Countach привезли на Женевский автосалон 1971 года, где он сразу спровоцировал фурор публики. Пожалуй, не менее впечатляющими были и технические характеристики. Новый 5,0-литровый V12 развивал 445 л. с., что позволяло автомобилю весом 1130 кг разгоняться до 100 км/ч за 5 с и достигать 306 км/ч. Салон обшили дорогой кожей и установили в нем глубоко профилированные спортивные кресла.
Однако сразу запустить Countach в производство не удалось. Начало 70-х годов обозначилось финансовым кризисом, который ударил и по Lamborghini. Феручо Ламборгини был вынужден продать компанию и первый Countach покинул сборочный цех только в 1974 году. Ради снижения его стоимости пришлось отказаться от сложно перископа и увеличить заднее стекло. Кроме того, 5,0-литровый двигатель оказался ненадежным. Вместо него установили проверенный мотор Miura – 4,0-литровый 375-сильный V12 с двумя клапанами на цилиндр и шестью сдвоенными карбюраторами Weber. Динамика, конечно, ухудшилась, но все равно была неплохой – 6 с до 100 км/ч и максимальные 290 км/ч. Модель получила обозначение LP400, что расшифровывается, как Longitudinale Posteriore 4,0 l («4,0-литровый двигатель, размещенный в базе поперечно»).
Купе все равно оказалось очень дорогим – 52 тыс. долларов, что равно примерно 320 тыс. по нынешнему курсу. Поэтому в 1974 году продали всего 23 Countach, а за четыре года собрали лишь 158 машин. Затем автомобиль прошел первую свою модернизацию – появилась версия LP400S. Ради улучшения управляемости увеличили колею (это заметно по расширенным колесным аркам) и оснастили Lamborghini широкими шинами Pirelli P7 размером 205/50 VR15 спереди и 345/35 VR15 сзади. Спереди появился спойлер, но самой заметной деталью стало огромное заднее антикрыло. Оно уменьшило максимальную скорость до 274 км/ч, но зато обеспечило дополнительную прижимную силу. LP400S оказался более популярным: несмотря на возросшую до 85 тыс. долларов стоимость, за пять лет собрали 237 машин.
В 1982 году представили модификацию LP500S, которую наконец оснастили усовершенствованным 5,0-литровым двигателем. Но из-за строгих экологических норм мощность осталась прежней. Зато крутящий момент возрос с 361 до 411 Н•м, что сделало мотор более эластичным и лучше приспособленным для повседневного использования. Впрочем, три года спустя купе все-таки получило прибавку в мощности. Для Countach LP5000 QV разработали новый вариант мотора с четырьмя клапанами на цилиндр и улучшенной системой охлаждения. Результат – 455 л. с., что позволило разгоняться до 100 км/ч за 5,2 с и развить 295 км/ч, хотя купе и потяжелело до 1495 кг. LP5000 QV оказался самым популярным – изготовили 676 единиц.
Последним вариантом модели стал Countach 25th Anniversary, созданный в 1988 году специально к 25-летию Lamborghini. Мотор остался прежним, зато автомобиль получил аэродинамический обвес и измененные воздухозаборники. Ходовую также модернизировали, а в заводских тестах купе принял участие известный раллийный асс, чемпион мира 1977 года Сандро Мунари. В таком виде автомобиль продержался на конвейере до 1990 года, пока его не сменил Lamborghini Diablo. Всего16 лет выпустили 2042 Countach.
Яркий дизайн очень быстро сделал Lamborghini Countach автомобилем-мечтой, символом 80-х годов, синонимом богатой и успешной жизни. Его неоднократно снимали в кино, а плакаты с Countach издавались миллионными тиражами. А необычные «гильотинные» двери Countach стали визитной карточкой Lamborghini и поныне используются в моделях итальянской марки.