Bugatti Type 41 Royale: королевская роскошь
С момента основания марки Bugatti все ее модели были дорогими и роскошными. Этторе Бугатти считал, что ничто не может быть слишком красивым и слишком дорогим, а потому старался выпускать шедевры. Но на фоне всех остальных Bugatti выделяется одна модель – самая редкая, самая шикарная и самая дорогая. Речь идет о знаменитом Bugatti Type 41 Royale.
Идея создать самый роскошный автомобиль в мире родилась у Этторе Бугатти еще в 1913 году. В письме своему другу королю Испании Альфонсо XIII он рассказал, что хочет спроектировать машину, длиннее и дороже, чем Rolls-Royce, но значительно быстрее: скорость нового Bugattі должна превысить 150 км/ч. При этом мотор должен быть чрезвычайно тихим, плавным и надежным.
Монарху идея понравилась и он даже выразил желание стать первым покупателем нового Bugatti. Однако Первая мировая война заставила Этторе Бугатти отложить планы, но не отказаться от них. К идее флагманской модели вернулись в 20-е годы, когда начался настоящий бум на дорогие автомобили с эксклюзивными кузовами от различных ателье. Тем более, что одна леди из высших слоев общества заявила Бугатти, что его автомобили недостаточно роскошные и уступают Rolls-Royce.
Честолюбивый итальянец принял эти слова очень близко к сердцу и взялся проектировать лучший автомобиль в мире. Как раз в то время Bugatti разрабатывали для французского правительства авиадвигатель и именно на его базе решили создать мотор новой модели.
Рядная «восьмерка» была огромной – объемом 14,7 л. Установили ее на шасси длиной свыше 6 м и с колесной базой в 4,3 м. Объем топливного бака составил 200 л. В общем, это действительно был король автомобилей, а потому и название ему подобрали соответствующее – Bugatti Type 41 Royale.
В 1926 году был готов первый прототип с удлиненным кузовом от Packard. В ходе его испытаний в конструкцию внесли изменения. Так, объем двигателя уменьшили до 12,8 л, но мощность осталась на прежнем уровне – 300 л. с. Крутящий момент в 785 Н∙м позволял стартовать и практически все время ездить на второй передаче (всего их было три). Мотору требовалось 23 литра масла и 43 литра охлаждающей жидкости. Но зато он работал невероятно тихо и плавно, а еще позволял трехтонной машине развивать 160 км/ч.
На заводе изготовляли лишь шасси и двигатель стоимостью 30 тыс. долларов (за эти деньги можно было купить два Rolls-Royce Phantom II или три самых дорогих Cadillac V16). Владелец сам заказывал эксклюзивный кузов для автомобиля, что обходилось еще примерно в 10 тысяч. Интересно, что специально для Royale брат Этторе Бугатти Рембрандт создали оригинальный логотип в виде слона на задних лапах.
Однако доводка столь сложной модели затянулась и началась Великая депрессия, так что потенциальной клиентуры поубавилось. Первый серийный автомобиль был готов только к 1929 году, да и вообще вместо запланированных трех десятков Royale выпустили лишь шесть – зато каких! Дебютным стало купе, однако год спустя Этторе Бугатти попал на нем в аварию – заснул за рулем по дороге из Парижа в Эльзас. Вскоре его сын Жан Бугатти создал для авто новый кузов Coupe Napoleon – его стиль считается образцовым для своего времени и вошел в учебники по автомобильному дизайну. Лимузин получил прозрачную стеклянную крышу, а салон декорировали гобеленами ручной работы. Семья Бугатти решила не продавать такой шедевр, а оставить его себе.
Заменили кузов и второму выпущенному Bugatti Type 41 Royale. Изначально Жан Бугатти спроектировал шикарный кабриолет для промышленника Армана Эсдерса, однако несколько лет спустя машина сменила владельца и тот решил изменить ее дизайн в духе Coupe Napoleon, но обратился не к Бугатти, а к ателье Binder.
Для немецкого ученого Йохефа Фухса стилист Людвиг Вайнбергер в 1932 году создал кабриолет, а английскому офицеру Кьюберту Фостеру в ателье Park Ward разработали огромный лимузин. Еще пара Bugatti Royale – строгое купе Kellner и фаэтон Berline de Voyage фаэтон с дизайном в духе карет остались в распоряжении семьи Бугатти, как и Coupe Napoleon.
Как ни странно, что королевский автомобиль так и не смогли приобрести особы монарших кровей, как не пытались. Альфонсо XIII не купил желанный Bugatti Royale, ведь был свергнут в ходе революции. А короли Румынии и Албании в итоге отказались от заказов.
Интересно, что на заводе Bugatti изготовили три десятка двигателей для Royale. Оставшиеся моторы попарно установили на скоростные поезда, способные развивать до 196 км/ч. Их эксплуатировали до 1958 года, так что рядовые французы смогли оценить технику Bugatti.
Примечательно, что в послевоенное время некоторые экземпляры Bugatti Type 41 Royale продавались за смешные деньги. Так, после смерти Этторе Бугатти его семья нуждалась в деньгах и Berline de Voyage продали всего за 600 долларов. За роскошный Coupe Napoleon отдали все же большую сумму. Ну а кабриолет от Вайнбергера оказался в США, где пришел в негодность и сменил владельца всего за 75 долларов.
Конечно, со временем все Royale оказались в руках коллекционеров и их привели в порядок. Мало того, была даже создана точная копия кабриолета Армана Эсдерса. Со временем цена Bugatti Type 41 Royale взлетела до небес. Так, в 1990 году за купе Kellner отдали 15,7 млн. долларов – рекордную сумму за автомобиль на то время. Год спустя Berline de Voyage ушел с молотка за 8 млн. долларов, ну а авто с кузовом от Binder в 1999 году выкупили за 20 млн. долларов новые владельцы Bugatti – концерн Volkswagen. Сейчас Royale считается одним из самых дорогих автомобилей всех времен и народов, что и неудивительно – это воистину королевская модель.