Chevrolet Malibu: американский средний класс
Chevrolet Malibu знают в Украине, как седан D-класса. Некоторое время он официально продавался на нашем рынке, а сейчас подержанные Malibu нередко пригоняют из США. Но не все знают, что у модели среднего класса долгая и интересная история. Chevrolet Malibu выпускают уже более полувека и за это время он не раз радикально менялся.
Первый Chevrolet Malibu представили в 1964 году, как дорогую версию среднеразмерной модели Chevelle. По современным меркам автомобиль вышел довольно крупный – 5 м в длину при колесной базе в 2,85 м. На выбор предлагали седан, купе, кабриолет и универсал. Заднеприводной Malibu отличался строгим граненым дизайном, а его хромированная решетка радиатора сочеталась с четырьмя круглыми фарами. Отделку салона сделали более качественной, чем у стандартного Chevelle. Список опций включал кондиционер, магнитола и автоматическую трансмиссию. Особняком стояла заряженная версия Malibu SS со спортивными приборами и 14-дюймовыми легкосплавными дисками. Кроме того, SS получил V8 объемом 4,6 л (220 л. с.) и 5,4 л (300 л. с.) тогда, как начальная модификация могла быть оснащена и 3,8-литровой рядной «шестеркой».
Новая модель оказалась очень успешной. За первый год в США и Канаде продали почти 300 тыс. Chevelle и Malibu. Несмотря на это, автомобили постоянно модернизировались. Так, уже в 1965 году появились новые версии. Сначала автомобилю предложили 5,4-литровый 350-сильный мотор, а затем – и 6,5-литровый 375-сильный. Последний устанавливали на особую модификацию SS396 и позволял разгоняться до 100 км/ч за 6,5 с. SS396 также получил доработанную 4-ступенчатую механическую трансмиссию и улучшенную подвеску. Через год дизайн Chevrolet Malibu несколько обновили, а список опций пополнили дисковые передние тормоза.
Интересно, что на базе Malibu был создан оригинальный Chevrolet El Camino. Его позиционировали, как спортивный пикап и он получил те же мощные V8.
В 1968 году презентовали второе поколение Chevrolet Chevelle и Malibu. Автомобили стали динамичнее на вид – с длинным капотом и ниспадающей формой крыши. Кроме того, они немного увеличились в размерах. Интересно, что универсал были длиннее остальных версий (5300 мм) и могли вмещать до девяти человек. В салоне появились подголовники и травмобезопасная рулевая колонка, а перечень опций пополнили электростеклоподъемники. Поначалу двигатели остались прежними, хотя со временем появились новые V8 объемом 5,0 л (200 л. с.) и 5,7 л (255 и 300 л. с.). Интересно, что даже версия SS396 осталась доступной (2900 долларов), поэтому за первые 12 месяцев своих покупателей нашли свыше 420 тыс. машин. Malibu перестал быть чисто американским автомобилем, ведь его сборку наладили в Канаде и Бельгии.
Год спустя появился особый вариант, доработанный известным гонщиком и конструктором Доном Йенко. Главная его особенность – 7,0-литровая 425-сильная «восьмерка», позаимствованная у Corvette. Результат – 5,8 с до 100 км/ч. Кроме того, были существенно доработаны рулевое управление и подвеска. Такое купе – настоящая редкость, ведь всего выпущены только 100 автомобилей.
В 1970 году Malibu прошел модернизацию. Его дизайн претерпел изменения, появились и новые версии. В частности, представили вариант SS454 с огромным 7,4-литровым V8 мощностью 450 л. с. Максимальный крутящий момент этого мотора достигал внушительных 680 Н∙м. Разгон до 100 км/ч занимал всего 5,4 с, а 400 м с места автомобиль преодолевал за 13,6 с.
Однако, эра больших и сверхмощных двигателей подходила к концу. Уже с 1971 года были введены новые экологические нормы, что поубавило лошадиных сил под капотом Malibu. Так, 5,7-литровая «восьмерка» развивала 275 л. с., 6,5-литровая – 300 л. с., а 7,4-литровая – 365 л. с. А год спустя даже самый мощный V8 выдавал 270 л. с.
Впрочем, в гонках никаких ограничений, естественно, не было. В серии NASCAR команда Chevrolet на Malibu не знала равных в сезоне 1972 года и победила в Кубке конструкторов.
Новый Chevrolet Malibu 1973 года получился сдержаннее своего предшественника. На смену плавным линиям пришли углы. Салон стал просторнее, а за доплату предложили люк в крыше. Автомобиль сохранил 7,4-литровый двигатель, но его мощность составила всего 245 л. с. Дисковые тормоза стали частью базовой комплектации. Премьера третьего поколения модели пришлась на неудачное время: как раз разгорелся топливный кризис и стоимость бензина мгновенно взлетела вверх. Конечно, большие автомобили с «прожорливыми» моторами сразу спрос на них снизился. За год выпустили 327 тыс. машин.
Зато новинка отлично проявила себя в гонках. Пилоты Chevrolet на новой технике принесли команде семь побед в Кубке конструкторов, а Кейл Ярборо дважды (в 1976 и 1977 годах) становился чемпионом.
Тем временем в General Motors взялись за радикальное обновление модельного ряда. В 1978 году дебютировал и полностью новый Malibu. Его выделили в отдельную модель, ведь от названия Chevelle решили отказаться. Длину автомобиля уменьшили на 30 см, а масса была снижена на 450 кг. При этом салон и багажник стали просторнее. Новые требования по безопасности заставили отказаться от кабриолета. Начальным двигателем стал 3,2-литровый 95-сильный V6, а самым мощным – 5,7-литровый 170-сильный V8. Со временем был предложен и экономичный 5,7-литровый турбодизель мощностью 105 л. с. Выпуск Malibu также был налажен в Мексике и Венесуэле, причем там 5,7-литровый мотор развивал 260 л. с. в силу менее жестких экологических норм. Но уровень продаж не особо вырос, даже несмотря на заказы от полиции и прочих государственных служб. Поэтому в 1983 году было решено прекратить выпуск Malibu.
За два десятилетия на конвейере Chevrolet Malibu стал действительно популярным. Поэтому неудивительно, что известное имя решили вернуть. В 1997 году дебютировал возрожденный Malibu. Автомобиль радикально преобразился – стал переднеприводным, а начальный вариант впервые получил четырехцилиндровый 2,4-литровый 150-сильный двигатель. Самым мощным стал 3,1-литровый V6 мощностью 170 л. с.
Пожалуй, не меньшие изменения ожидали Malibu шестого поколения, ведь в линейке появился хетчбэк. В то же время был возрожден и вариант SS с 3,9-литровым 240-сильным мотором. Интересно, что платформу позаимствовали у европейского Opel Vectra. Модель 2008 года осталась только седаном, но зато обрела гибридную силовую установку.
Восьмое поколение Chevrolet Malibu вышло на глобальный уровень. Его продавали не только в Америке, но и в Европе и Азии. В линейке появились 160-сильная дизельная версия, а флагманским стал 3,0-литровый 260-сильный V6. Седану предложили электропривод сидений, датчики освещения и дождя, навигационную систему, электронный стояночный тормоз.
Сейчас в производстве уже девятая генерация Malibu. Автомобиль стал более обтекаемым и получил новые турбомоторы мощностью до 250 л. с. Кроме того, можно выбрать и гибридную версию. Хотя спрос на большие седаны уменьшился и старшего брата Impala уже сняли с производства, Chevrolet Malibu остается в строю.