Rolls-Royce Phantom: настоящий аристократ
На протяжении всей своей истории марка Rolls-Royce выпускала исключительно дорогие роскошные автомобили. Среди их владельцев – особы королевской крови, миллионеры, звезды кино и музыки. На вершине линейки британской марки не одно десятилетие пребывает Rolls-Royce Phantom.
Работы над первым Rolls-Royce Phantom стартовали в начале 20-х годов в обстановке строгой секретности. Британцы решили создать наследника своей флагманской модели Silver Ghost. Поскольку «Серебряный призрак» (а именно так переводится с английского Silver Ghost) получил название благодаря очень тихому и плавному двигателю, то его наследник с не менее мистическим именем должен был стать как минимум таким же бесшумным. Для него разработали новую верхнеклапанную рядную «шестерку» объемом 7,7 л. В рекламных буклетах ее мощность не афишировали, а писали просто – «достаточная». На деле она развивала 108 л. с. и в паре с 4-ступенчатой механической трансмиссией разгоняла автомобиль до 140 км/ч. Интересно, что коробка переключения передач был соединена со сцеплением специальным резиновым ремнем. Сложная система подвески требовала шприцевания в 50 разных местах. Установили и барабанные тормоза всех колес с гидроусилителем.
Представили Rolls-Royce Phantom в 1925 году. Традиционно покупателям предлагали голое шасси с двигателем, а те уже заказывали эксклюзивный кузов на заводе Rolls-Royce или в ателье. На выбор предлагали обычную (3645 мм) или удлиненную (3721 мм) колесную базу. Поэтому очень трудно найти два одинаковых автомобиля. В отделке салона традиционно использовались дорогие кожа и дерево.
Благодаря экономическому подъему 20-х годов спрос на Phantom оказался очень большим. Особенно популярна была модель в США и там пришлось открывать отдельный сборочный цех Rolls-Royce в городе Спрингфилд. Всего за шесть лет по обе стороны океана произвели свыше 3500 недешевых Phantom.
Премьера второго поколения Rolls-Royce Phantom пришлась на неудачное время: в 1929 году как раз грянула Великая депрессия и многие зажиточные клиенты Rolls-Royce попросту обанкротились. Первое время модель выпускалась наряду с предшественником, ведь платформа и двигатель остались прежними. Разве что колесная база была увеличена и доработали заднюю подвеску. Но мощность выросла до 120 л. с. Появилась и спортивная модификация Continental с облегченным кузовом из алюминиевых сплавов и более жесткой подвеской. Она была способна развить 160 км/ч. Кризис заставил закрыть американское отделение Rolls-Royce и существенно повлиял на уровень производства Phantom II: до 1936 года удалось выпустить около 1700 машин. Среди их владельцев были звезды Голливуда и индийский махараджа. Особенно модными считались эксклюзивные кабриолеты Boattail с зауженной (как у лодки) задней частью.
Rolls-Royce Phantom III – последняя модель, работы которой велись под руководством основателя компании сэра Генри Ройса. Он не дожил до ее дебюта в 1936 году, но успел одобрить важное решение – установку под капот нового V12. Этот 7,3-литровый мотор развивал те же 120 л. с., что и «шестерка» предшественника, но работал тише и гораздо более плавно. Уровень вибраций был настолько низок, что монета, поставленная на головку блока цилиндров на ребро, не падала. Разгон до 100 км/ч занимал 18 с, а максимальная скорость составляла 150 км/ч. Масса некоторых Phantom III достигала 3,5 тонн, поэтому неудивительно, что средний расход топлива составил 28 л/100 км. Модель находилась в производстве на протяжении трех лет и за это время изготовили 727 автомобилей. Среди них выделялся аэродинамическое купе от ателье Park Ward и необычный седан от Mulliner для маршала Монтгомери.
Вторая мировая война заставила Rolls-Royce свернуть производство машин в пользу авиадвигателей. Поэтому Phantom IV появился только в 1950 году. Причем, это была уже не отдельная модель, а роскошная удлиненная версия Rolls-Royce Silver Wraith. Всего было выпущено лишь 18 этих 5,8-метровых лимузинов с рядной 5,7-литровой «восьмеркой» мощностью 164 л. с. Среди их владельцев – королева Великобритании Елизавета II и члены монаршей семьи, король Ирака Фейсал II, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, испанский правитель Франциско Франко.
Следующий Rolls-Royce Phantom V 1959 года стал огромным семиместным лимузином длиной 6 м на базе модели Silver Cloud. Заказные кузова вышли из моды, поэтому большинство из 832 автомобилей были выпущены со стандартным дизайном Rolls-Royce. Новый 6,2-литровый V8 мощностью 220 л. с. и 4-ступенчатая автоматическая трансмиссия позволяли разгоняться до 100 км/ч за 11,4 с и развивать 180 км/ч. Автомобиль впервые получил гидроусилитель руля и кондиционер. Phantom V купили король Норвегии Олаф V, югославский лидер Иосиф Броз Тито и даже Джон Леннон. Интересно, что вокалист The Beatles раскрасил свой Rolls-Royce в психоделическом стиле.
В 1968 году модель серьезно обновили и назвали Phantom VI. Ему немного освежили внешний вид, а позже установили 6,75-литровую «восьмерку». Однако, из-за новых экологических норм ее мощность была ниже – 190 л. с. Автомобиль также получил раздельный климат-контроль. Помимо лимузинов производили и парадные ландо с мягкой съемной крышей над задними креслами. Phantom VI собирали под заказ вплоть до 1990 года. Они до сих пор несут службу в гараже британской королевской семьи. В частности, один из Phantom VI стал парадным экипажем на свадьбе принца Уильяма и Кет Миддлтон.
На протяжении более, чем десяти лет, в линейке Rolls-Royce не было модели Phantom, но в 2003 году ее возродили. Автомобиль сохранил классические черты вроде дверей, открывающихся против движения или огромной хромированной радиаторной решетки. Вместе с тем, он получил современный 460-сильный V12 объемом 6,75 л, электропривод закрытия дверей и подсветку потолка в виде звездного неба. Наряду с седаном выпускали купе и кабриолет.
С 2017 года в производстве Rolls-Royce Phantom VIII, достигающий 5,7 м даже в короткой версии. Его классический дизайн сочетается со светодиодной оптикой, а кожа и дерево в салоне соседствуют с современной цифровой панелью приборов. Оснащение пополнили камеры кругового обзора, Wi-Fi и адаптивный круиз-контроль, а V12 теперь развивает целых 570 л. с. благодаря турбонаддуву.
История Phantom продолжается, ведь это название стало традиционным для самых дорогих и роскошных Rolls-Royce. А уж традиции в Великобритании чтить умеют.