Mazda: апологеты роторно-поршневого двигателя
Роторно-поршневый двигатель Ванкеля долгое время считался перспективной альтернативой более традиционным двигателям внутреннего сгорания. Однако массовым в автомобилестроении он так и не стал. Тем не менее, одна марка упорно развивала эту технологию и достигла неплохих результатов. Речь, конечно же, идет о Mazda, празднующей в этом году столетие.
Конструкция роторно-поршневого двигателя оригинальная. Несмотря на название, у него нет традиционных поршней – их роль выполняет треугольный ротор, вращающийся на валу внутри цилиндра. При обороте он создает три камеры (они – аналог трех отдельных цилиндров), в каждой из которых происходит один из тактов работы мотора (впуск, сжатие, рабочий ход или выпуск).
Газораспределительный механизм также другой. Клапаны отсутствуют, как таковые, а открытие и закрытие впускных и выпускных отверстий осуществляется перекрытием их одной из граней ротора. В результате, за один оборот вала происходит три рабочих хода мотора из четырех – впуск, сжатие и рабочий ход либо выпуск, впуск и сжатие. Системы питания двигателя, смазки, зажигания и охлаждения – такие же, как и на обычном бензиновом двигателе.
Создатель этого мотора Феликс Ванкель работал в немецкой компании NSU и именно она выпустила первые серийные авто с роторно-поршневыми двигателями. В 1960 году предприятие посетил руководитель Mazda Тенуджи Мацуда и очень заинтересовался технологией. Он приобрел лицензию и поручил молодому инженеру Кеничи Ямамото разработать такой мотор.
Работы над двигателем заняли семь лет и в 1967 году им оснастили созданию элегантного купе Mazda Cosmo Sport. Двигатель состоял из двух цилиндров объемом по 491 куб. см и развивал 110 л. с., что позволяло разгоняться до 185 км/ч. Надежность конструкции доказали в 84-часовом марафоне на автодроме Нюрбургринг, а затем партию из 80 машин отправили дилерам для потребительских тест-драйвов.
Cosmo Sport получился недешевым – стоил 4100 долларов, то есть на уровне Chevrolet Corvette. Да и продавали его преимущественно в Японии, так что выпустили всего 1200 купе. Затем последовала более совершенная вторая серия со 128-сильным двигателем и дисковыми тормозами всех колес. Эта версия нашла 1500 покупателей.
Новая модель несомненно подняла небывалый интерес к двигателю Ванкеля и в Mazda продолжили его совершенствовать. Эту технологию разрабатывали Chevrolet, Citroen и Mercedes-Benz, но эти компании отказались от его производства, а вот в Mazda смогли это сделать.
Уже в 1968 году к Cosmo Sport присоединилось компактное купе Mazda R100 – роторная версия модели Familia с 1,0-литровым 100-сильным двигателем. Автомобиль проявил себя в гонках – выиграл гран-при Сингапура и участвовал в 24-часовой гонке на автороме Спа-Франкоршамп в Бельгии.
Вскоре еще несколько моделей Mazda обзавелись модификациями с двигателем Ванкеля. Так, изящное купе Mazda Luce 1969 года получило 128-сильный мотор от Cosmo Sport. Год спустя у Mazda Capella появился 132-сильный роторный вариант RX-2. Оба автомобиля могли развить 190 км/ч, а в качестве опции им предлагали автоматическую коробку передач.
Параллельно велись разработки чисто гоночных моделей с двигателем Ванкеля. Так, в 1970 году в 24-часовой гонке в Ле-Мане принял участие Chevroln B16 с двигателем Mazda. Затем на Токийском автошоу дебютировало клиновидное 250-сильное купе RX-500.
В 1972 году представили компактный Mazda RX-3, созданный на платформе седана Grand Familia. Поскольку он весил всего 884 кг, то 110 л. с. хватало, чтобы развить 185 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 10,8 с. Тогда же появилась и Mazda RX-4 – роторная версия Luce следующего поколения. Поначалу ее оснащали 1,2-литровыми моторами на 120-130 л. с., а позже появились 1,3-литровые (125-135 л. с.). Интересно, что кроме седана были доступны седан и универсал. В списке опций для них появился кондиционер.
Два года спустя этот же 1,3-литровый двигатель установили на купе Mazda RX-5 (преемника Cosmo Sport) и большой седан Roadpacer. Мало того, для американского рынка предложили даже роторный пикап Mazda. В общем, к середине 70-х роторная линейка японской марки стала очень широкой и разнообразной.
В США роторно-поршневые модели стали особо популярными. Американцы оценили маленькие высокооборотистые двигатели и специально для них открыли дополнительную сборочную линию в Новой Зеландии. Победный ход моделей прервал топливный кризис. Дело в том, что такие двигатели отличаются повышенным «аппетитом», да и расход масла у них весьма большой.
Однако полностью от двигателей Ванкеля не отказались, а начали оснащать ими в основном спортивные модели. В 1978 году появилась новая Mazda RX-7. Обтекаемое купе с заостренным «носом» и выдвижными фарами выглядело очень современно. Его оснастили дисковыми тормозами всех колес и задним дифференциалом повышенного трения. В зависимости от версии мощность составляла от 105 до 135 л. с., а вскоре показали 165-сильную модификацию с турбонаддувом, способную разогнаться до 100 км/ч за 6,3 с и развить 230 км/ч. Благодаря впрыску средний расход топлива составил 10 л/100 км. Мотор сдвинули за переднюю ось, чтобы добиться хорошей управляемости. Mazda RX-7 отметилась победами в британском кузовном чемпионате BTCC, 24-часовых гонках в Спа-Франкоршамп и Дайтоне.
Всего выпустили 475 тыс. авто первого поколения, а в 1986 году увидела мир вторая генерация RX-7. Купе стало более обтекаемым, усовершенствовали его подвеску и рулевое управление. Мощность атмосферной версии подняли до 146 л. с., турбированной – до 182 л. с., а вскоре представили и 200-сильный вариант, развивавший 240 км/ч. Список опций включал круиз-контроль, кондиционер, кожаный салон, электроприводы стеклоподъемников и люка, ABS и даже управляемые задние колеса.
Помимо RX-7 двигатели Ванкеля в 80-х ставили на купе Cosmo и на дорогие версии седана 929. Особенно выделялось купе Eunos Cosmo 1990 года. Во флагманской версии оно получило 300-сильный роторно-поршневый двигатель с двумя турбинами, позволявший развивать 255 км/ч. Автомобиль впервые в мире оснастили спутниковой навигацией, а еще комплектация включала сенсорный дисплей и мобильный телефон. Кстати, это самая дорогая модель Mazda в истории.
А в 1991 году экипаж Бертрана Гашо, Джонни Херберта и Фолькера Вайдера на спортпрототипе Mazda 787B сенсационно выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане. У 700-сильного роторного болида не было конкурентов, поэтому сразу после победы Международная федерация автоспорта (FIA) запретила этот тип двигателей.
В 1992 году увидело мир третье поколение Mazda RX-7. Дизайн стал элегантнее – с обилием раздутых поверхностей. Во всех модификациях был установлен 1,3-литровый двигатель Ванкеля с двумя турбинами, а его мощность составляла от 240 до 280 л. с. Самая заряженная версия разгонялась до 100 км/ч менее, чем за 5 с и развивала 250 км/ч.
Третья генерация Mazda RX-7 оказалась долгожителем, ведь выпускали ее 10 лет. В 2003 году на смену ей пришло полностью новое купе RX-8. Автомобиль отличался оригинальным дизайном с дополнительными небольшими дверями, открывающимися против движения. Он стал просторнее и комфортнее, а еще порадовал хорошей управляемостью. Разработчики решили отказаться от турбонаддува и предложили 1,3-литровый атмосферный двигатель Ванкеля мощностью192-231 л. с. Mazda RX-8 выпускали до 2012 года и всего собрали 192 тыс. авто.
Сейчас в линейке Mazda нет моделей с роторно-поршневыми двигателями. Тем не менее, разговоры о преемнике RX-8 идут давно и концепт-кары вроде RX-Vision только подогревают интригу. А недавно стало известно, что двигатель Ванкеля попробуют в новой роли – он станет мотор-генератором в электромобиле Mazda MX-30 и будет питать током электромотор. Так что в Mazda не отказываются от роторно-поршневого двигателя и работают над новым его поколением.