Chrysler Imperial: стильные и роскошные
Среди американских марок сейчас к премиум-сегменту относятся Cadillac и Lincoln. Первая представляет концерн General Motors, а вторая – Ford. Впрочем, ранее перечень дорогих марок в США был шире – Packard, Duesenberg, Pierce-Arrow и, конечно же, Imperial от Chrysler.
Imperial начинал, как дорогая флагманская модель Chrysler. Идея ее создания появилась у Уолтера Крайслера практически сразу же после появления первого Chrysler Six 1924 года. Он понимал, что Six не мог конкурировать с представительскими Cadillac, Lincoln и Packard, а потому сразу же взялся за создание автомобиля высшего класса.
Первый Chrysler Imperial представили в 1926 году. Его предлагали с шестью различными кузовами и четырьмя вариантами колесной базы. Самым дорогим был семиместный лимузин с прозрачной крышей. Рядная 4,7-литровая «шестерка» мощностью 92 л. с. позволяла развивать 130 км/ч и поддерживать высокую скорость на протяжении длительного времени. Это было доказано в специальном автопробеге: Imperial преодолел за неделю свыше 10 500 км. Новая модель даже удостоилась чести стать машиной безопасности в легендарной гонке «500 миль Индианаполиса».
Chrysler Imperial получился дешевле своих соперников – базовый вариант стоил от 2500 долларов (36 тыс. по современному курсу). Поэтому за первый год удалось собрать свыше 9000 Imperial. В конструкцию постоянно вносились изменения. Так, мощность постепенно выросла до 110 л. с., появилась и новая 4-ступенчатая механическая трансмиссия.
Модель хорошо себя зарекомендовала и было решено продолжить ее развитие. В 1931 году представили полностью новый Chrysler Imperial второго поколения. По сравнению с предшественником он подрос в размерах, а дизайн стал более солидным и монументальным. Низкий автомобиль с длинными капотом и обилием хрома в отделке сразу привлек всеобщее внимание. Особенно ярко выглядели фаэтоны с эксклюзивными кузовами от ателье LeBaron. Впрочем, при желании покупатель мог обратиться и к другим стилистам. Новый 6,3-литровый рядный 8-цилиндровый двигатель развивал 125 л. с., что давало возможность достигать 155 км/ч. Для своего времени автомобиль демонстрировал неплохую управляемость и был оснащен хорошими тормозами. Интересно, что для лимузина с перегородкой между водителем и пассажирами предлагали специальное переговорное устройство.
Но успеху инновационной модели помешала Великая депрессия. Кризис резко уменьшил спрос на роскошные автомобили и в первый год произвели только 3200 машин. Кстати, специально для Уолтера Крайслера построили спортивный кабриолет.
Тем временем, в Chrysler уже разрабатывали полностью новую линейку Airflow, на вершине которой расположился новый Imperial. Показали автомобили в 1934 году. Их обтекаемые формы стали результатом испытаний в аэродинамической трубе. Поскольку несущий кузов полностью изготовили из стали, то его жесткость по тем временам была очень высокой. Мотор предлагали в версиях на 130 и 150 л. с., причем более мощный вариант легко развивал 160 км/ч и установил 72 различных рекорда скорости. Но Imperial Airflow оказался слишком передовым для своего времени, и публика не восприняла авангардный дизайн. За три года выпущено чуть более 5000 машин, а длиннобазых лимузинов собрали и вовсе 67.
В Chrysler провели работу над ошибками и к 1937 году подготовили новый Imperial. Он сохранил некоторые аэродинамические элементы Airflow, но в целом выглядел сдержаннее. Двигатель и ходовую позаимствовали у предшественника, а количество кузовных вариантов уменьшили. Автомобили снова обрели рамную конструкцию. Впрочем, были и эксклюзивные модели вроде элегантного лимузина от LeBaron для дочери Уолтера Крайслера. К 1940 году в линейке остались только седан и лимузин, выпускаемые в количестве несколько сотен единиц за год.
Кроме того, именно на базе Imperial были построены два ярких концепта. Thunderbolt привлекал внимание жесткой складывающейся крышей, выдвижными фарами и отсутствием колесных арок. А невероятно низкий Chrysler Newport отличался изящным дизайном. Выпустили по пять единиц каждой модели и всех их оснастили первой в мире полуавтоматической трансмиссией.
С 1942 по 1946 год производство всех легковых автомобилей в США было полностью прекращено, а после его возобновления продолжили выпускать обновленные довоенные Imperial. Только к 1950 году подготовили полностью новое поколение моделей. В нем снова были и купе, и кабриолет, а стиль стал более современным – с обтекаемыми формами и без выступающих крыльев, хромированными бамперами, панорамным задним стеклом. Под капотом появился новый 5,4-литровый V8 Hemi с полусферическими камерами сгорания. Для Imperial предложили в качестве опций автоматическая коробка переключения передач и кондиционер.
А с 1955 года Imperial стал отдельной маркой в концерне Chrysler. К этому событию приурочили и новую генерацию моделей. Во внешнем виде стало еще больше хрома, а мощность Hemi выросла сначала до 250, а затем – и до 280 л. с. Перечень дополнительного оборудования пополнили усилитель руля, электроприводы стеклоподъемников и водительского сиденья и даже портативный проигрыватель виниловых пластинок в перчаточном ящике. А селектор трансмиссии был заменен набором кнопок (позже эту идею скопировали на «Чайке» ГАЗ-13).
Imperial 1957 года спроектировали под руководством выдающегося дизайнера Вирджила Экснера. Длинные и низкие автомобили поражали, прежде всего, своими огромными «килями» на задних крыльях и были похожи звездолеты из фантастических фильмов. А 6,4-литровый 350-сильный V8 Hemi позволял достигать 200 км/ч. Интересными новыми опциями стали центральный замок, круиз-контроль и поворачивающиеся передние сиденья, облегчающие посадку и высадку. Яркие Imperial пришлись по душе зажиточным покупателям, что помогло установить рекорд продаж – 37 500 машин в 1957 году.
На рубеже 50-60-х годов дизайн Imperial изменяли практически каждый год. Появлялись и новые версии: так, Imperial Crown Limousine стал самым длинным автомобилем в США – 5770 мм. Кстати, одним из таких лимузинов пользовалась первая леди США Жаклин Кеннеди. Дорабатывалась и конструкция автомобилей. Новый 6,8-литровый Hemi не был мощнее, зато работал очень тихо и плавно. А независимая подвеска обеспечила лучший комфорт езды.
Эпоха фантастических моделей Вирджила Экснера закончилась в 1964 году, когда модным стал граненный стиль. Все модели концерна Chrysler (в том числе, и Imperial) стали выглядеть скромнее, а на смену «килям» пришли углы. Особенным шиком считалась покрытая кожзаменителем крыша. А вот платформа и двигатели осталась прежними. Тем не менее, свыше 23 тыс. проданных машин показали, что новый дизайн пришелся покупателям по душе.
Imperial 1967 года не слишком изменился внешне, но зато получил новое шасси, несущий кузов и огромный 7,2-литровый 375-сильный V8. Список опций снова расширили и самые дорогие версии можно было оснастить даже телефоном и телевизором. Гораздо выразительнее стала обновленная модель 1969 года. Ее длина достигла 6 м, а строгий дизайн подчеркивали очень длинный капот и выдвижные фары, спрятанные за хромированную решетку радиатора. В 1971 году автомобиль одним из первых в мире получил антиблокировочную систему тормозов ABS.
Развитие огромных Imperial прервал топливный кризис 1973 года. Седан весом 2,4 тонны с громадным V8 отличался немалым «аппетитом», что ощутимо било по карману даже состоятельных владельцев. Постепенно в угоду экономии топлива и снижению вредных выбросов мощность была снижена до 215 л. с., а в 1975 году модель и вовсе была снята с производства.
Однако, на этом история Imperial не окончилась, ведь шесть лет спустя его возродили в виде роскошного 5,4-метрового купе. Оно получило цифровую приборную панель, а центральный замок, электропривод сидений, кондиционер, люк и круиз-контроль были в базовой комплектации. Инжекторная 5,2-литровая «восьмерка» не была слишком мощной (140 л. с.), зато отличалась экономичностью. Но за четыре года удалось собрать всего 12 тыс. машин, а затем производство Imperial прекратили. Одно из купе приобрел культовый американский певец Фрэнк Синатра.
Еще одну попытку вернуть знаменитую модель предприняли в 1990 году. Новый седан Chrysler Imperial был более дорогой модификацией модели Fifth Avenue. Угловатый автомобиль обрел знакомые выдвижные фары и крышу, покрытую кожзаменителем. Покупатель мог выбрать пневмоподвеску, подушки безопасности, CD-чейнджер и даже мобильный телефон. Под капотом был установлен 3,8-литровый 150-сильный V6, впервые был использован передний привод. Imperial выпускали до 1993 года, пока на смену ему не пришла модель LHS.
Хотя Chrysler Imperial не производят уже два десятилетия, руководство концерна не исключает возможности очередного возрождения модели. Подтверждение тому – концептуальный Imperial 2006 года на базе седана Chrysler 300.