Lancia: короли ралли
В последние годы в чемпионате мира по ралли WRC доминировали Toyota и Volkswagen. До этого была эпоха Citroen – Себастьян Лёб выиграл для французской марки рекордные чемпионских титулов. А вот в чемпионате производителей остается непревзойденной марка Lancia. Итальянская команда добыла не одну громкую победу.
Сейчас в линейке Lancia лишь одна компактная модель Ypsilon, но в прошлом компания делала ставку на дорогие и роскошные модели. Но итальянцы не могли не участвовать в соревнованиях и выбрали ралли. Первую победу в престижной гонке Targa Florio автомобиль Lancia одержал еще в 1936 году. Это была модель Augusta со скромным 1,1-литровым двигателем, а управлял ею Константино Магистри.
Особо успешными Lancia в ралли стали в начале 50-х годов. Особенно успешной оказалась новая модель Aurelia с 2,0-литровым V6 мощностью 90 л. с. Именно она помогла Феличе Бонетто победить в Targa Florio в 1952 году, а Луи Широну – выиграть знаменитое ралли Монте-Карло два года спустя. Также это купе победило в марафоне Льеж-Рим-Льеж. Отлично проявили себя и 3,2-литровые 265-сильные Lancia D20 и D24: они принесли еще два триумфа в Targa Florio (в 1953 и 1954 годах), а также первое место Альберто Аскари в знаменитой 1600-километровой гонке Mille Miglia (1954 год).
В 1963 году европейские этапы ралли впервые объединили в чемпионат. Поначалу в Lancia выставили на соревнования модель Aurelia, затем – Flavia. Но наибольшего успеха добилось небольшое купе Lancia Fulvia. Переднеприводный автомобиль удивил хорошей управляемостью. А поскольку он весил всего 900 кг, то 1,6-литровый 115-сильный двигатель V4 обеспечивал неплохую динамику – 10 с до 100 км/ч. В 1969 году чемпионом Европы стал пилот Lancia Гарри Кельстрём, а четыре года спустя этот успех повторил Сандро Мунари. К слову, в 1972 году Мунари на Fulvia принес итальянской команде еще одну победу в ралли Монте-Карло.
В 1973 году стартовал первый чемпионат мира по ралли WRC. Многие автопроизодители поначалу выставили на соревнования модели, которые принимали участие в европейском первенстве. Однако, в Lancia пошли другим путем – решили создать полностью новую модель. Ранее специально для ралли автомобили никто не строил – все совершенствовали дорожные модели или спортпрототипы для кольцевых гонок. Новинку назвали Stratos. Ради улучшения управляемости купе сделали среднемоторным. Стилист Bertone Марчелло Гандини спроектировал сногсшибательный клиновидный кузов с выдвижными фарами и панорамным лобовым стеклом. Двигатель позаимствовали у Ferrari – коллег по концерну Fiat. Этот 2,4-литровый V6 развивал 280 л. с. и позволял разгоняться до 100 км/ч за 5 с. Для допуска к соревнованиям выпустили серию из 490 дорожных версий Lancia Stratos с дефорсированным 190-сильным мотором.
В чемпионате мира Stratos дебютировал в 1974 году и сразу же начал выигрывать. В WRC ему не было равных – за три года он одержал 11 побед. Итальянская команда трижды (в 1974, 1975 и 1976 годах) выигрывала чемпионат производителей. Что касается личного зачета, то титул чемпиона мира начали разыгрывать только с 1977 года и первым его завоевал лидер Lancia Сандро Мунари. А в ралли Монте-Карло Stratos не знал равных в 1975, 1976, 1977 и 1979 годах. Кроме того, на его счету – первое место в Mille Miglia 1974 года.
Конкуренты не стояли на месте, но Stratos продолжал побеждать на этапах чемпионата мира вплоть до 1981 года. Тем временем в Lancia уже шла разработка его наследника – модели 037. Она сохранила среднемоторную компоновку, а узлы и агрегаты для нее позаимствовали у серийного купе Lancia Beta Montecarlo. Рядную 2,0-литровую «четверку» оснастили турбонаддувом и это позволило ей достичь такой же мощности, как у Stratos – 280 л. с. Позже ее увеличили до 350 л. с. Выпустили и 200 серийных Lancia 037 Stradale, их моторы развивали 205 л. с. В чемпионате мира 1982 года автомобиль не смог добиться успеха из-за невысокой надежности, однако год спустя проблемы удалось устранить. Экипажи Вальтера Рёрля и Марку Аллена принесли Lancia очередной титул в чемпионате производителей.
А вот в личном зачете на этот раз добиться успеха не удалось. Дело в том, что у Lancia 037 появился достойный конкурент в лице Audi Quattro – первой раллийной модели с полным приводом. Управляемость и сцепление с дорогой у немецкого автомобиля были гораздо лучше. Итальянские инженеры взялись за работы над новым полноприводным авто и представили его перед началом сезона 1985 года. Хотя она называлась Delta S4, с хетчбэком Lancia Delta общего было мало. Среднемоторная модель получила трубчатое шасси и кузов из композитных материалов. А 1,8-литровый двигатель оснастили одновременно турбиной и механическим компрессором. Это позволило добиться высокой мощности (480-560 л. с.) и избавиться от турбоямы на малых оборотах. Разгон до 100 км/ч занимал всего 2,5 с. Серийный Delta S4, выпущенный в количестве 200 единиц, развивал 250 л. с. Автомобиль победил в ралли Монте-Карло 1986 года и выиграл чемпионат Европы по ралли.
Затем в чемпионате мира начались большие перемены. Столь быстрые раллийные машины были очень опасными и после нескольких серьезных аварий руководство Международной федерации автоспорта (FIA) изменило регламент WRC. Новые автомобили теперь должны были стать более схожими с массовыми серийными моделями. В Lancia отреагировали быстро – уже к 1987 году был готов Delta HF Integrale. Полноприводной хетчбэк больше походил на своего серийного собрата. Мощность двигателя уменьшили до 300 л. с., а сам мотор установили спереди.
Именно Lancia Delta HF Integrale стал самым успешным в спортивной истории марки. Удачная конструкция способствовала хорошим динамике и управляемости. Хетчбэк доминировал в чемпионате мира по ралли с 1987 по 1992 год. За это время итальянская команда шесть раз подряд выиграла чемпионат производителей. В личном зачете чемпионом 1987 года стал Юха Канкуннен, а в 1988 и 1989 годах его успех повторил Микки Биазьон. На счету автомобиля – целых 46 побед на этапах чемпионата мира WRC, в том числе и шесть триумфов в ралли Монте-Карло.
Серийный Lancia Delta HF Integrale также отлично себя проявил. Он был дешевле, чем дорожные 037 и Delta S4, а потому стал более массовым. Его 210-сильный турбомотор позволял разгоняться до 100 км/ч за 6 с и достигать 220 км/ч. Именно этот хетчбэк ввел моду на заряженные полноприводные модели – такие, как Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru Impreza WRX STI.
С 1993 года команда Lancia официально не участвует в ралли. Однако ее громкие победы в WRC помнят и сейчас.