Летающие автомобили: от безумных проектов до серийных моделей
Автомобили и самолеты появились на рубеже XIX и XX веков и их развитие происходило параллельно. Очень часто авиационная и автомобильная отрасли обменивались технологиями. Но что будет если объединить их в одно транспортное средство? Изобретатели вот уже более ста лет пытаются создать летающий автомобиль и порой конструкции получались весьма замысловатыми и оригинальными.
Первым концепцию летающего автомобиля озвучил знаменитый американский авиаконструктор Гленн Кёртисс в далеком 1917 году. И даже построил прототип Autoplane – 100-сильный биплан с кабиной и колесами от легковой машины. После коротких испытаний от развития идеи отказались.
Тем не менее, изобретение Кёртисса нашло последователей в США. Первым успешным летающим автомобилем стал Autogiro Company of America AC-35, совершивший свой полет в 1936 году. Он представлял собой автожир (гибрид самолета и вертолета) со складывающимися лопастями винта. АС-35 вмещал двоих людей и имел небольшой багажник. Двигатель мощностью 90 л. с. разгонял его до 120 км/ч в воздухе и 40 км/ч – на земле.
В 1937 году также построили Waterman Aerobile – «бесхвостый» летательный аппарат со съемными крыльями и двигателем Studebaker, вращающим толкающий винт. Выпустили пять Aerobile и во время испытаний один из них даже совершил перелет из Калифорнии в Огайо.
Fulton FA-2 Airphibian 1946 году с виду напоминал обычный самолет, но при надобности его хвост и крылья отсоединялись, а кабина с двигателем превращалась в автомобиль. Собрали четыре Airphibian. Другой подход предложил авиагигант Convair: его Model 116 и Model 118 1946 года были обычными автомобилями, к которым вручную крепился специальный модуль, состоявший из авиадвигателя с пропеллером, крыльев и хвостового оперения.
Taylor Aerocar 1949 года перевозил крылья на специальном прицепе. Автомобиль с 5,2-литровой 143-сильной оппозитной «четверкой» развивал 190 км/ч в полете и 100 км/ч – на дороге. Поначалу планировали выпустить 500 таких Aerocar, но из-за финансовых проблем собрали лишь шесть.
Эксперименты по созданию летающих автомобилей продолжались до середины 60-х годов, причем идеей интересовались даже автогиганты вроде концерна Ford Motor Company. Даже в фильме о Джеймсе Бонде был летающий автомобиль. Но постепенно от нее начали отказываться в силу развития вертолетов. К тому же, в те времена техника была не самой надежной и ее отказ был чреват аварией. Падение даже небольшого летательного аппарата на переполненную городскую улицу могло привести к трагическим последствиям.
О концепции летающего авто вспомнили на рубеже тысячелетий, когда очень актуальной стала проблема загруженности больших городов машинами. В наши дни многие конструкторы рассматривают летающий автомобиль, как средство борьбы с «пробками». Он сможет ездить по дорогам общего пользования и при надобности облетать заторы.
В 2003 году появился первый прототип Moller M400 Skycar с вертикальными взлетом и посадкой. Четырехместный Skycar укомплектован четырьмя роторно-поршневыми двигателями мощностью по 180 л. с. Каждый из них приводит отдельный винт. Максимальная скорость полета составляет 530 км/ч. Благодаря использованию в конструкции композитных материалов, транспортное средство весит всего тонну. Еще одна особенность Skycar – полностью компьютеризированная система управления. Вместо руля у него два джойстика, которые механически не соединены ни с колесами, ни с рулями высоты и поворота. Первый полет Moller M400 Skycar должен был состояться в сентябре 2011 года, но по неизвестным причинам его отложили не неопределенное время.
Гораздо проще конструкция у британского Parajet SkyCar 2009 года. Его основа – небольшой двухместный квадрацикл. Для полета нему крепятся параплан и воздушный винт. Бензиновый 1,0-литровый мотор мощностью 140 л. с. позаимствован у спортивного мотоцикла Yamaha R1. На земле SkyCar разгоняется до 100 км/ч за 4,2 с и развивает 225 км/ч, а в небе способен достичь 160 км/ч. На тестах SkyCar перелетел через Гибралтарский пролив, а также совершила комбинированный пробег-перелет из Африки в Великобританию. Мало того, летающий автомобиль даже запустили в производство и продавали за 50 тыс. фунтов стерлингов (65 тыс. евро).
Американский Terrafugia Transition впервые взлетел в небо в 2009 году. Крылья двухместного летательного аппарата складываются с помощью электропривода за 30 секунд, а бензиновый 1,2-литровый оппозитный мотор мощностью 100 л. с. может вращать как колеса, так и толкающий воздушный винт. Максимальная скорость полета – 185 км/ч, а на дороге можно развить 110 км/ч. Кузов практически полностью изготовлен из карбона, поэтому Transition весит всего 650 кг. Расход топлива в смешанном цикле – 6,7 л/100 км. На земле автомобиль управляется с помощью рулевого колеса, а в небе – с помощью складывающегося штурвала. Он оснащен двумя подушками безопасности, кондиционером, камерой заднего вида, за доплату предлагают автопилот. Оглашена и стоимость Transition – 279 тыс. долларов, в нее входят и 20-часовые летные курсы. С 2017 года Terrafugia входит в китайский концерн Geely и работы над летающим авто продолжаются.
Словацкий AeroMobil 4.0 уже даже собрал 25 предзаказов. Разрабатывали его 10 лет. Двухместный автомобиль достигает почти 6 м в длину, а крылья в сложенном состоянии прячутся на крыше. Гибридная силовая установка состоит из 300-сильного оппозитного турбодвигателя Subaru и 110-сильного электромотора. По асфальту AeroMobil 4.0 разгоняется до 160 км/ч, а в воздухе – до 360 км/ч. Дальность полета – 750 км.
Абсолютно другая конструкция у PAL-V Liberty. Это двухместная капсула весом 680 кг со сдвижными дверьми, установленная на трех колесах. На земле ее приводит в движение 100-сильный мотор, а в воздухе – 200-сильный. Вертолетный винт, толкающий пропеллер и хвостовое оперение раскладываются с помощью электропривода. Длина разбега – 50 м, а садится PAL-V вертикально. На дороге он способен разогнаться до 100 км/ч за 9 с и развить 170 км/ч, а в воздухе достигает 180 км/ч. Интересно, что при езде в поворотах транспортное средство кренится, как мотоцикл. Запас топлива позволяет проехать 1200 км или пролететь до 500 км на высоте до 3500 м. В 2021 году планируют выпустить первую партию из 90 Liberty по цене в 500 тыс. евро.
Сейчас приобрела популярность концепция беспилотного летающего автомобиля. Оно и удивительно: лицензия пилота есть не у всех. Именно такую модель Toyota обещает презентовать уже на Олимпиаде в Токио. А концерн Airbus и ателье Italdesign презентовали Pop.Up – пассажирскую капсулу со съемными модулями. Ее можно поставить на колеса и получится автомобиль, а можно присоединить на крышу модуль с четырьмя пропеллерами – и выйдет гигантский квадрокоптер. Предусмотрен и автопилот. Скорее всего, серийные летающие автомобили будут именно беспилотными.