Jaguar XJ220: грациозный рекордсмен
Конец 80-х и начало 90-х годов стали настоящей эпохой ренессанса спортивных автомобилей. Именно тогда появились знаменитые Ferrari F40, Lamborghini Diablo, Porsche 959, Bugatti EB110 иVector W8. Сформировался целый класс так называемых «суперкаров», а Великобританию в нем представлял Jaguar XJ220. В нынешнем году эта модель празднует свое 30-летие.
Высокоскоростные модели Jaguar строил с конца 40-х годов. Можно вспомнить мирового рекордсмена среди серийных автомобилей Jaguar XK120 1948 года или знаменитый Jaguar E-Type 1961 года, развивавший 240 км/ч. Однако в 70-х у компании начались финансовые проблемы, и это заставило повременить с созданием новой спортивной модели.
Впрочем, на гонки спортпрототипов денег хватало и там Jaguar выступал очень успешно. Британская команда дважды (в 1988 и 1990 годах) побеждала в легендарной 24-часовой гонке в Ле-Мане.
Именно успешное выступление Jaguar в соревнованиях подтолкнуло группу инженеров Jaguar к созданию серийного спорткупе. Проект они начали разрабатывать тайком в нерабочее время, но затем показали его руководству и там его одобрили. Работы продолжили в сотрудничестве с гоночной командой TWR.
В 1988 году на автосалоне в Бирмингеме дебютировал концепт-кар Jaguar XJ220. Грациозное низкое купе с прозрачной крышей, поднимающимися вверх дверьми и выдвижными фарами не оставило никого равнодушным. Вытянутый автомобиль достигал 5140 мм в длину. Его оснастили 6,2-литровым V12 мощностью 500 л. с., полным приводом и управляемыми задними колесами. Название указывало, что автомобиль мог развить 220 миль/ч (350 км/ч). Салон декорировали дорогой кожей, а оснащение включало кондиционер и электропривод сидений.
Хотя цена автомобиля составила 345 тыс. долларов, на него поступило достаточное количество заказов, чтобы начать производство. Тем более, что в 1989 году у Jaguar появился новый владелец – британская марка вошла в концерн Ford Motor. Запланировали выпустить ограниченную серию из 350 купе.
Однако при подготовке серийной модели появились проблемы. Огромный двигатель и полный привод сделали Jaguar XJ220 слишком тяжелым. Автомобиль не мог развить заветные 220 миль/ч, да и V12 никак не вписывался в эко-нормы. Пришлось переделывать конструкцию.
В Jaguar приняли радикальные меры – на смену V12 пришел компактный 3,5-литровый V6 с двумя турбинами – такой мотор использовался на гоночных спортпрототипах Jaguar и на раллийном MG Metro 6R4. Мощность даже возросла до 550 л. с., да и крутящего момента стало значительно больше – 644 Н∙м. К тому же, отказ от V12, полного привода и управляемых задних колес снизил вес автомобиля до всего 1372 кг. Купе также укоротили на 30 см, а еще отказались от поднимающихся дверей.
Характеристики Jaguar XJ220 впечатляли. С 5-ступенчатой механической трансмиссией купе разгонялось до 100 км/ч за 3,8 с, а во время тестов в Техасе предсерийный автомобиль установил мировой рекорд скорости – 341,7 км/ч.
Производство Jaguar XJ220 стартовало в октябре 1991 года, причем старт ему дала сама принцесса Диана. Однако руководство британской марки ждал неприятный сюрприз – потенциальные клиенты начали массово отменять предзаказы. Они ведь хотели автомобиль с V12 и полным приводом. Спрос на XJ220 резко упал, тем более, что конкурентов с V12 хватало – как раз появились Lamborghini Diablo и Bugatti EB110.
В добавок, даже с V6 Jaguar XJ220 так и не смог вписаться в американские эко-стандарты, то есть перспективный рынок США оказался для него закрытым. Не помог увеличить спрос и новый рекорд скорости – в 1992 году купе разогнали до 349,4 км/ч, то есть оно фактически подтвердило свое название. Для своего времени это был самый быстрый автомобиль в мире, и ни Ferrari, ни Lamborghini, ни Bugatti не могли с ним соревноваться.
В 1993 году XJ220 пришел в гонки, причем экипаж Дэвида Култхарда, Дэвида Брэбхэма и Джона Нильсена даже занял первое место в классе GT в Ле-Мане, однако затем автомобиль дисквалифицировали за несоответствие техническому регламенту. В общем, неудачи продолжили преследовать автомобиль.
Наряду со стандартной моделью существовали специальные версии. Так, в TWR подготовили заряженный 680-сильный вариант с карбоновым кузовом и большим антикрылом. Автомобиль весом всего 1049 кг разгонялся до 100 км/ч за 3,3 с и развивал 368 км/ч. Также для султана Брунея создали XJ220 с эксклюзивным кузовом от Pininfarina.
Производство Jaguar XJ220 прекратили в 1994 году и всего собрали 281 авто. Мало того, часть машин остались нераспроданными, и последние серийные экземпляры реализовали только три года спустя с приличной скидкой – за 200 тыс. долларов. Парадокс, но столь передовой автомобиль оказался коммерчески неудачным.
Зато сейчас редкое купе очень ценится коллекционерами, хотя стоит меньше других моделей тех лет. Даже автомобиль рок-певца Элтона Джона ушел с аукциона за 331 тыс. долларов, то есть дешевле нового XJ220.