Лебединая песня Энцо Феррари
Энцо Феррари – выдающийся автогонщик и конструктор. За свою жизнь Коммендаторе (именно так называли его подчиненные) создал не один выдающийся гоночный или спортивный автомобиль. Но его финальное творение превзошло все ожидания. Речь идет о знаменитом купе Ferrari F40 – одном из самых легендарных авто 80-х.
Ferrari F40 начали проектировать в 1986 году к 40-летию итальянской марки. Энцо Феррари решил громко отпраздновать юбилей и посчитал, что лучшим подарком будет скоростная спортивная модель. И не просто очередной Ferrari, а такой, чтобы равных ему во всем мире не было. Над названием долго думать не пришлось – очень быстро появился индекс F40.
Проект не начинали с чистого листа. За основу будущего флагмана марки взяли Ferrarі 288 GTO – первый в мире серийный автомобиль с максимальной скорость свыше 300 км/ч. На его основе создали версию 288 GTO Evoluzione. Впервые в мире в конструкции дорожного автомобиля применили композитные материалы – карбон и кевлар. Ранее они встречались только в космической отрасли, авиации и Формуле-1. Такое решение позволило сделать автомобиль весьма легким – 1100 кг. При этом маленьким F40 также назвать сложно: он достигает 4430 мм в длину, 1980 мм – в ширину и 1130 мм – в высоту.
Двигатель V8 объемом 3,0 л от все того же 288 GTO дополнили двумя турбинами, благодаря чему его мощность составила внушительные по тем временам 478 л. с. при 7000 об/мин. При проектировании мотора также широко использовались технологии Формулы-1. В паре с ним работала 5-ступенчатая коробка переключения передач.
Кузов разработали в ателье Pіnіnfarіna, которое давно сотрудничает с Ferrarі. Но если ранее дизайнеры на первое место ставили эстетические соображения, то на этот раз особое внимание уделили аэродинамике. Прототипы долго продували в аэродинамической трубе. В результате удалось добиться малого коэффициента лобового сопротивления (0,34), а огромное антикрыло обеспечило надлежащую прижимную силу.
Премьера нового итальянского «жеребца» состоялась на Франкфуртском автосалоне 1987 года и совершила настоящий фурор. Но по-настоящему же Ferrarі F40 поразил всех после первых тест-драйвов. Автомобиль развил 324 км/ч и стал самой быстрой в мире серийной моделью. Разгон до 100 км/ч занимал всего 3,8 с, а за 7,6 с купе достигало 160 км/ч. Однако автомобиль отличался не только неистовой динамикой, но и отличной управляемостью. Поражали и вентилируемые дисковые тормоза от Brembo: замедление со 100 км/ч осуществлялось на отрезке в 37 метров. Даже сейчас эти показатели считаются очень неплохими.
Ferrari F40 быстро стал новой автомобильной иконой и затмил даже сверхпопулярный Lamborghіnі Countach – символ 80-х годов. Даже Михаэль Шумахер назвал Ferrarі F40 лучшим спортивным авто своего времени. Но всеобщий восторг от новой итальянской модели затмила смерть Энцо Феррари в 1988 году. Хотя Комендаторе все же успел увидеть успех своего последнего детища.
Естественно, новейшие технологии сделали автомобиль баснословно дорогим. По тем временам цена в 415 тыс. долларов считалась чем-то из области фантастики. За пять лет выпустили 1315 F40, что является неплохим показателем. Покупателей не отпугивали ни душный спартанский салон без кондиционера и даже без отделки, как таковой, ни отсутствие багажника. А из опций предлагали только гоночную трансмиссию и активную подвеску.
Хотя по индивидуальному заказу можно было превратить болид в шикарный автомобиль. Именно так сделал султан Брунея, заказав сразу четыре Ferrarі F40. Их салоны обшили дорогой кожей и установили удобные сидения от Ferrarі 512 Testarossa. Кстати, если все оригинальные F40 были только красными, то для монарха также изготовили желтый, серебристый и синий автомобили.
Через год после начала производства базовой модели гоночные инженеры создали Ferrarі F40 LM. Массу автомобиля снизили на 50 кг, ему полностью изменили подвеску – установили более жесткие пружины и амортизаторы. Также купе оснастили новыми тормозами и 17-дюймовыми колесами. Но самое главное – доработанный турбодвигатель мощностью 760 л. с. До 100 км/ч F40 LM разгонялся за 3,1 секунды, а в 1989 году на автодроме в Нардо он достиг скорости 367 км/ч. Всего изготовили лишь 19 Ferrarі F40 LM.
Также F40 дорабатывали в небольших ателье. Известная немецкая фирма Hamann подняла мощность стандартной модели до 620 л. с., поэтому разгон составил 3,6 секунды, а максимальная скорость – 345 км/ч.
Энцо Феррари всегда подчеркивал, что ставку делал на гоночные модели и ратовал за создание подобных версий серийных Ferrari. Поэтому специально для соревнований в классе GT были предназначенные две другие модификации – F40 GT и GTE. Первая имела новые турбокомпрессоры и 560 л. с., а также весила на 125 кг меньше. GTE развивала 660 л. с. (по желанию можно было заказать и 800-сильный вариант) и получила новую 6-ступенчатую секвентальную коробку переключения передач от болида Формулы-1.
Парадокс, но Ferrarі F40 так и не успехов в автоспорте. Победы в гонках были, но не слишком значащие. Так, например, F40 GTЕ в 1994-1995 годах дважды выигрывал Гран-при Испании и один раз – Гран-при Франции, занимал вторые места в Японии и Бельгии. А вот в 24-часовой гонке в Ле-Мане выше шестого места в своем классе F40 не поднялся. Ferrarі F40 LM со звездой Формулы-1 Жаном Алеззи за рулем стартовал несколько раз в американских гонках ІMSA, занимал вторые и третьи места, а вот победить ему так и не удалось.
Единственный турнир, в котором победил Ferrarі F40, - неофициальное соревнование между пилотами Ferrarі и Porsche. В 1993-1994 годах благодаря этой модели итальянская команда дважды переиграла немецких конкурентов.
После окончания производства в 1992 году спрос на Ferrarі F40 мгновенно подскочил. Подержанные автомобили иногда продавали за миллион долларов. Затем, правда, цены упали, ведь появился Ferrarі F50, а за ним – и Ferrarі Enzo, однако сейчас за F40 снова отдают миллионы. Но если преемники – чисто дорожные автомобили, то F40 все-таки больше похож на настоящий болид, приспособленный к повседневному использованию. Воистину, финальный аккорд Энцо Феррари оказался удачным.