Maserati Quattroporte: спорт-седан по-итальянски
Марка Maserati больше прославилась скоростными купе и кабриолетами, однако итальянцы создавали и спортивные седаны. Самым известным из них является, конечно же, Maserati Quattroporte. Он сочетает в себе хорошие динамические качества с комфортом моделей бизнес-класса.
История Maserati Quattroporte начинается в конце 50-х годов. Итальянская марка тогда демонстрировала невиданный прогресс, ведь всего за десятилетия она прошла путь от мелкосерийного производителя гоночных болидов до серьезной респектабельной фирмы с солидным модельным рядом. Основу продукции составляли спортивные и туристические купе и кабриолеты, но у руководства Maserati родилась идея создания скоростного роскошного седана. За основу для него выбрали платформу модели 3500 GT, но немного удлинили ее в целях увеличения внутреннего пространства. Автомобиль решили оснастить полностью новым 4,2-литровым 260-сильным V8, позволяющим разгоняться до приличных, на то время, 210 км/ч.
Седан представили в 1963 году, а название для него придумали довольно простое – Quattroporte, что в переводе с итальянского означает «четыре двери». Стилист Пьетро Фруа создал изящный кузов длиной почти 5 м. Салон был декорирован кожей и деревом, а в качестве опций были доступны кондиционер, электростеклоподъемники и автоматическая трансмиссия. Автомобиль получился весьма просторным и с вместительным 700-литровым багажником. Улучшить управляемость были призваны гидроусилитель руля, независимая подвеска и дисковые тормоза всех колес.
Quattroporte не был дешевым, а потому массовым не стал. За три года собрали 230 седанов. Более популярной стала модель второй серии, представленная три года спустя. Главной ее особенностью стал 4,7-литровый мотор мощностью 290 л. с., повысивший максимальную скорость до 230 км/ч. До 1969 года выпустили около 500 обновленных Quattroporte. Приобретали их богатые и знаменитые – актер Марчелло Мастрояни, дирижер Питер Устинов, принц Монако Ренье III.
Финансовые трудности задержали появление второго поколения модели до 1974 года. Седан создавали совместно с новым владельцем Maserati – Citroen. Он кардинально отличался от предшественника: был переднеприводным, с 3,0-литровым 210-сильным V6 и гидропневматической подвеской. Угловатый дизайн разработал Марчелло Гандини из кузовного ателье Bertone. Однако инновационная и нестандартная конструкция не пользовалась спросом у консервативных клиентов марки, да и динамические показатели ухудшились, поэтому за два года собрали всего 13 таких автомобилей.
В Maserati поняли свою ошибку и в 1979 году представили новый Quattroporte третьего поколения. Ему вернули и задний привод, и мощные V8. Базовый седан оснащали проверенным 4,2-литровым двигателем, мощность которого была снижена до 255 л. с., чтобы он соответствовал новым экологическим нормам. Также предложили 4,9-литровую 280-сильную «восьмерку», разгонявшую автомобиль до 230 км/ч. Рубленный дизайн принадлежит перу знаменитого Джорджетто Джуджаро из ателье ItalDesign, грани преобладали и в салоне автомобиля. Одними из первых владельцев Quattroporte стали известный тенор Лучано Паваротти, монаршие особы Брунея, Иордании и Марокко.
А в 1985 году появился эксклюзивный удлиненный вариант модели – Quattroporte Royale. Он стал не просто длиннее стандартного седана, ведь отделка салона была роскошнее, а комплектацию пополнили электропривод передних сидений, раздельный климат-контроль, люк в крыше, холодильник-бар, телевизор с видеомагнитофоном и телефон. Модель третьего поколения оказалась настоящим долгожителем, ведь выпускали ее вплоть до 1990 года. За это время изготовили свыше 2100 таких автомобилей.
В начале 90-х у Maserati изменился владелец: компания вошла в состав концерна Fiat. Для создания очередного поколения Quattroporte решили взять небольшую паузу и показали новинку в 1994 году. Она стала гораздо компактнее и легче, ведь длину уменьшили почти на полметра – до 4550 мм. Над внешним видом снова поработал Марчелло Гандини: Quattroporte обрел выраженный клиновидный профиль, а коэффициент лобового сопротивления получился весьма низким – 0,31. Климат-контроль, CD-пktth, электропакет и антиблокировочная система тормозов ABS присутствовали уже в базовой версии. Двигатели оснастили двойным турбонаддувом, который в то время был практически у всех моделей Maserati. Начальный 2,8-литровый V6 развивал 285 л. с., а 3,2-литровый V8 – 335 л. с. Динамика существенно улучшилась: более мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 5,8 с и развивал 270 км/ч. До 2001 года произвели около тысячи Quattroporte IV.
Пятое поколение спортивного седана разрабатывали совместно с Ferrari и представили в 2004 году. Коллеги из Маранелло разработали для Maserati новый атмосферный V8, доступный в двух вариантах: объемом 4,2 л (400 л. с.) и 4,7 л (430 л. с.). Quattroporte смог достичь 280 км/ч. Автомобиль снова подрос до 5 м, а в кузовном ателье Pininfarina для него создали элегантное «платье». Он стал еще роскошнее, ведь в перечне стандартного и дополнительного оборудования появились DVD-проигрыватель с 7-дюймовым дисплеем для задних пассажиров, вентиляция сидений, мультимедийная система. По популярности седан сразу превзошел свои предшественников, ведь всего за два года выпустили свыше 25000 Quattroporte. Гораздо реже стал эксклюзивный универсал Maserati Bellagio Fastback Touring.
С 2012 года в производстве уже шестое поколение Maserati Quattroporte. Автомобиль стал больше, роскошнее и быстрее – в Ferrari разработали 3,8-литровый 530-сильный V8 с двойным турбонаддувом, а к 2021 году появилась и 580-сильная версия этого мотора. Такой седан развивает 326 км/ч и разгоняется до 100 км/ч за 4,5 с – это одна из самых быстрых четырехдверных моделей в мире.