Volkswagen Golf GTI: юбилей первого заряженного хетчбэка
Сейчас «горячими» хетчбэками уже никого не удивишь – некоторые из них способны дать бой именитым спорткупе. При этом автомобили С-класса небольшие и практичные. Сформировался этот класс в 70-80-х годах, а его основателем считается Volkswagen Golf GTI, празднующий в нынешнем году 45-летний юбилей.
Как ни странно, конструкторы Volkswagen разрабатывали проект с кодовым названием Sport Golf секретно. Дело в том, что в начале 70-х немецкая компания попыталась создать спортивный вариант «Жука», но затея не увенчалась успехом. Когда же инженеры решились рассказать о своей идее руководству концерна, то ее все же одобрили и решили выпустить Sport Golf ограниченной серией в 5000 машин исключительно для рынка Германии. Именно в таком образе его представили под названием Volkswagen Golf GTI.
Внешне Golf GTI не слишком отличался от стандартной модели. Можно было заметить разве что передний спойлер, расширенные колесные арки и красную накладку на решетке радиатора. В салоне появилось спортивное рулевое колесо, сиденья Recaro декорировали оригинальной клетчатой тканью, а ручку рычага трансмиссии выполнили в виде шара для гольфа. В качестве опции предложили кондиционер. Переднеприводной хетчбэк оснастили 1,6-литровым четырехцилиндровым 8-клапанным двигателем с впрыском топлива мощностью 110 л. с. Даже по меркам 70-х годов это было немного, но масса автомобиля составляла всего 810 кг. Поэтому с 4-ступенчатой механической трансмиссией он разгонялся до 100 км/ч за 9 с и развивал 182 км/ч. Перенастроенное шасси обеспечивало отточеную управляемость. К тому же, расход топлива был небольшим – 8,2 л/100 км в смешанном цикле.
Volkswagen Golf GTI поступил в продажу с июня 1976 года и сразу стал пользоваться спросом. Уровень продаж заставил руководство Volkswagen пересмотреть стратегию. Golf GTI представили в других европейских странах и даже начали экспортировать в США.
Конкуренты увидели этот успех и начали готовить аналоги. Очень скоро появились Ford Escort XR3, Opel Kadett GTE, Renault 5 Alpine. Таким образом сформировался новый класс, который назвали «горячими» хетчбэками. Но и Golf GTI не стоял на месте. К трехдверному хетчбэку со временем присоединился пятидверный. В 1981 году появилась лимитированная 16-клапанная 135-сильная версия, а два года спустя представили 1,8-литровый 112-сильный двигатель – пусть не столь мощный, зато более тяговитый. Подготовили и 5-ступенчатую механическую трансмиссию.
В 1983 году представили второе поколение Volkswagen Golf и практически сразу появился новый GTI. Он стал солиднее на вид, салон сделали качественнее, а вот 1,8-литровый двигатель остался без изменений. Но уже в 1986 году показали 16-клапанную 140-сильную модификацию, способную разогнаться до 100 км/ч за 8 с и развить 208 км/ч. Еще быстрее получился Golf GTI G60 с компрессорной версией двигателя, развивавшей 160 или 210 л. с. – 230 км/ч. На его основе, кстати, создали полноприводной Golf Rallye. Интересно, что наряду с хетчбэком наладили выпуск родственного седана Jetta GTI. Мало того, появился еще и Golf GTD с 1,6-литровым 82-сильным турбодизелем. Перечень опций пополнили электростеклоподъемники, люк в креше, гидроусилитель руля и ABS. Второй Golf GTI оказался даже популярнее предшественника: за один только 1989 год продали свыше 17 тыс. автомобилей.
На Volkswagen Golf III GTI дебютировал двигатель объемом 2,0 л. В 8-клапанном исполнении он развивал 115 л. с., а в 16-клапанном – 150 л. с. Golf GTD получил 1,9-литровый турбодизель мощностью 110 л. с. Сам хетчбэк стал крупнее и более обтекаемым.
Golf IV GTI сохранил знакомый дизайн, зато выбор двигателей был широк, как никогда. Помимо 2,0-литровой 115-сильной «четверки» предложили 1,8-литровые пятицилиндровые моторы, развивавшие 125 л. с. в атмосферном исполнении и 150 либо 180 л. с. – с турбонаддувом. Самый мощный вариант (его подготовили к 25-летию GTI) разгонялся до 100 км/ч за 7,9 с и достигал 222 км/ч. Кроме того, этот хетчбэк отличался аэродинамическим обвесом, улучшенными тормозами и 6-ступенчатой механической трансмиссией. Мощность турбодизельного Golf GTD увеличили до 150 л. с. Климат-контроль, боковые подушки безопасности и система стабилизации ESP пополнили перечень доступных для Golf GTI опций, а ABS и кондиционер стали стандартным оборудованием. Отдельный упоминания заслуживает полноприводной старший брат GTI – Golf R32 с 3,2-литровым 240-сильным V6.
Возвращение к истокам обозначил Golf V GTI. Красная вставка на решетке радиатора, колесные диски в виде телефонного барабана и клетчатые сиденья Recaro были призваны показать преемственность поколений. А вот техническая «начинка» была полностью новой. Турбомотор объемом 2,0 л развивал 200 л. с., а за доплату впервые предложили трансмиссию с двумя сцеплениями DSG. Она обеспечила динамику даже лучше, чем с «механикой» - 6,9 с до 100 км/ч и максимальные 233 км/ч.
К 30-летию модели в 2006 году показали 230-сильную модификацию GTI Edition 30, а GTD получил новый 2,0-литровый турбодизель мощностью 170 л. с. Во всех вариантах базовую комплектацию расширили ESP и подогрев сидений. Мало того, показали концептуальный GTI W12 650 с 12-цилиндровым 650-сильным двигателем от Bentley Continental GT и полным приводом. Такой хетчбэк способен разогнаться до 100 км/ч за 3,7 с и развить 325 км/ч.
Volkswagen Golf VI GTI сохранил двигатель предшественника, но в 210-сильном исполнении, а у GTD мощность осталась прежней. Палитру моделей расширил кабриолет. Седьмое поколение Golf GTI переехало на новую платформу, существенно снизившую вес. Его 2,0-литровый турбомотор предложили в вариантах на 220-245 л. с., а управляемость улучшил электронный дифференциал повышенного трения. Со временем появились специальные версии вроде 290-сильного TCR и 310-сильного двухместного Clubsport S. Последний установил рекордное время автодрома Нюрбургринг для серийных переднеприводных автомобилей. Остался в строю и экономичный Golf GTD со 184-сильным турбодизелем, а выше в линейке расположился полноприводной 300-сильный Golf R.
Сейчас в производстве – уже восьмое поколение Golf GTI. Наряду с 245-сильной бензиновой и 200-сильной дизельной версией подготовили заряжаемый гибрид мощностью 245 л. с., способный ездить на электротяге. А 320-сильный Golf R стал самым быстрым в истории модели – 270 км/ч. К юбилею же подготовили специальный Golf GTI Clubsport 45: его 296-сильный двигатель позволяет разгоняться до 100 км/ч за 6 с.
Свыше 1976 года выпущено свыше 2 миллионов Volkswagen Golf GTI – в сотни раз больше, чем планировалось изначально. Это отличный результатом для спортивной версии. Golf GTI становится все быстрее, но при этом остается практичным и приспособленным для повседневной эксплуатации.