Volkswagen Golf: основоположник С-класса
Если посмотреть на глобальные продажи автомобилей, то лидерами как правило являются модели С-класса. Именно этот автомобильный сегмент пользуется стабильным спросом вот уже 45 лет, а его основателем стал Volkswagen Golf. Неудивительно, что порой С-класс даже называют «Golf-классом». С 1974 года выпустили свыше 35 миллионов Golf и это одна из самых массовых моделей всех времен и народов.
Работы над Volkswagen Golf стартовали в начале 70-х годов. Задание было непростым – требовалось спроектировать преемника культового «Жука» Volkswagen Beetle, который к тому времени устарел. Ставку сделали на современные технологии, поэтому новичок стал переднеприводным 3,7-метровым хетчбэком с поперечным расположением двигателя. Подвеску выполнили по типу McPherson спереди и полузависимой – сзади.
Помощь в разработке пришла от партнеров из Audi, которые уже имели немалый опыт создания автомобилей с передним приводом. Со временем такая компоновка стала эталоном для С-класса. Над дизайном же поработал всемирно известный итальянский стилист Джорджетто Джуджаро. Хетчбэк отличался модным тогда рубленным внешним видом.
Премьера нового Volkswagen Golf состоялась в 1974 году. К слову, название модели не имеет ничего общего со спортом, а является сокращением от Гольфстрима. Таким образом, немецкая компания продолжила традицию именовать автомобили в честь природных явлений, ведь ранее появились названные в честь ветров Passat и Scirocco. Кстати, в США Volkswagen получил другое название – Rabbit. В Штатах открыли и отдельную сборочную линию так же, как и в Австрии, Бельгии, Мексике и ЮАР.
Новый Golf сразу стал популярным, хотя его знаменитый предшественник Beetle находился на конвейере еще четыре года. Поначалу на выбор предложили бензиновые моторы объемом 1,3 л (60 л. с.), 1,5 л (70 л. с.) и 1,6 л (75 л. с.), а вскоре к ним присоединились дизели объемом 1,5 л (48 л. с.) и 1,6 л (52 и 68 л. с.). В перечне опций можно было отыскать кондиционер и даже автоматическую трансмиссию – редкость для бюджетных моделей тех лет. А передние дисковые тормоза стали стандартом.
Практически сразу линейку Golf взялись расширять. Уже в 1976 году появилась заряженная модификация GTI с 1,6-литровой 110-сильной «четверкой», способная разогнаться до 100 км/ч за 9 с и развить 180 км/ч. Golf GTI стал основателем сегмента «горячих» хетчбэков. С 1979 года начался выпуск родственного седана Jetta, а год спустя появились кабриолет Golf и фургон Caddy. Всего за девять лет собрали свыше 6,8 млн. Volkswagen Golf, а вот в ЮАР производство первого поколения модели продолжалось вплоть до 2009 года.
В 1983 году увидел мир Volkswagen Golf II. Автомобиль сохранил характерный граненный дизайн, но подрос до 4 м в длину. Поскольку он стал тяжелее, то появились новые мощные двигатели: 1,8-литровый 90-сильный бензиновый мотор и 1,6-литровый 80-сильный дизель с турбонаддувом. У Golf GTI под капотом также была 1,8-литровая «четверка», развивающая 110 л. с. в 8-клапанном варианте и 140 л. с. – в 16-клапанном. Для особых ценителей предложили компрессорные варианты G60 мощностью 160 и 210 л. с. Также следует отметить появление полноприводных Golf Syncro и Golf Country. Последнего можно было отличить по увеличенному дорожному просвету, подножкам и защите днища. Представили и дорогой Golf Limited с кожаным салоном, люком в крыше, подогревом сидений, электростеклоподъемниками, гидроусилителем руля и антиблокировочной системой тормозов ABS.
Golf II также выпускали на протяжении девяти лет и за это время заводские цеха покинули 6,3 млн. машин. Примечательно, что новый Golf Cabrio не подготовили, а продолжили собирать кабриолет первого поколения.
Третье поколение модели появилось в 1991 году и привлекло всеобщее внимание обтекаемыми формами, прячущими новую платформу. К хетчбэку впервые присоединился универсал, появился и свежий Golf Cabrio. Седан же переименовали в Vento. Оригинально выглядел Golf Harlequin, каждая кузовная панель которого была окрашена в отдельный цвет. Именно на Golf III дебютировало новое «семейство» двигателей, многие из которых даже сейчас используются на различных моделях концерна Volkswagen. Это бензиновые моторы объемом 1,4 л (60 л. с.), 1,6 л (100 л. с.). 2,0 л (115 л. с.). Под капотом GTI была 2,0-литровая 150-сильная «четверка». Впервые линейку пополнили 2,8-литровые V6 (175 и 193 л. с.): более мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 7,5 и достигал 225 км/ч. Популярность обрели 1,9-литровые турбодизели, развивающие 75, 90 и 110 л. с. Стал доступен и 4-ступечнатый «автомат». Также следует отметить особые модификации в честь известных рок-групп Rolling Stones, Pink Floyd и Bon Jovi. Всего выпустили 4,8 млн. этих автомобилей.
Golf III оказался не таким долгожителем, как предшественники и уже в 1997 году показали четвертое поколение модели. Его внешний вид не претерпел больших изменений, но зато салон был существенно улучшен. Список дополнительного оборудования пополнили климат-контроль, боковые подушки безопасности и система стабилизации. Большинство доступных двигателей остались без изменений, но GTI, например, получил 1,8-литровый 180-сильный турбомотор. Особняком стоял полноприводной Golf R32 с 3,2-литровым 240-сильным V6, разгоняющийся до 100 км/ч за 6,4 с и развивающий 245 км/ч. Кстати, именно на R32 дебютировала трансмиссия с двумя сцеплениями DSG, ставшая со временем визитной карточкой Volkswagen. Кабриолет снова не создавали заново, а подвергли обновлению существующую модель.
Всего в 1999-2006 годах на заводах в Германии, Бельгии, Бразилии, Китае, Мексике, Словакии и ЮАР произвели 4,3 млн. Golf IV. Автомобиль также прославился, как донор платформы. Его узлы использовали не только Volkswagen Caddy и Bora (наследникVento), но и возрожденный Beetle. Кроме того, близкими родственниками Golf стали Audi A3 и TT, Seat Leon и Toledo, Skoda Octavia.
Тем временем, уже с 2003 года наладили выпуск нового Golf пятого поколения. Он отличался более обтекаемым внешним видом и независимой многорычажной задней подвеской. Появились оригинальные 1,4-литровые двигатели TSI Twincharger мощностью 122, 140 и 170 л. с., оснащенные одновременно турбиной и механическим нагнетателем. Эти версии были доступны с трансмиссией DSG так же, как и Golf GTI с 2,0-литровым 200-сильным турбомотором. Появились экономичные 2,0-литровые турбодизели (140 и 170 л. с.). За доплату можно было заказать круиз-контроль, панорамную крышу и навигационную систему.
Из предложения исчез кабриолет, а седану вернули изначальное название Jetta. На платформе Golf появились сразу несколько новых моделей: это мини-вэны Golf Plus, CrossGolf и Touran, вседорожник Tiguan, купе-кабриолет Eos, купе Scirocco. Кстати, малыми партиями Golf собирали и в Украине – на закарпатском предприятии Eurocar.
Платформа Golf V оказалась настолько успешной, что именно ее использовали при создании шестого поколение модели, которое представили в 2008 году. Отныне Volkswagen носил единое название для всех стран: от имени Rabbit в США решили отказаться. Стиль автомобиля стал солиднее, а в салоне улучшили качество отделки. В соответствии с последними тенденциями представили новые экономичные двигатели – 1,2-литровый 105-сильный бензиновый турбомотор и 1,6-литровый турбодизель такой же мощности. Последний расходовал в среднем всего 4,1 л/100 км. Совсем другой характер был у 2,0-литровых версий: 210-сильной GTI и 265-сильной R.
В 2012 году появился Volkswagen Golf VII, ставший крупнее и просторнее, но сохранил фамильные черты дизайна. При этом новая модульная платформа MQB позволила сделать автомобиль легче. Разработчики сделали упор на современные технологии – впервые появились парковочный автопилот и система автоматического торможение, а позже добавили светодиодные фары и цифровую панель приборов. Наряду с мощными 230-сильным Golf GTI и 300-сильным Golf R появился электромобиль Volkswagen e-Golf с электромотором мощностью 115 л. с.
С 2020 года в производстве новый Volkswagen Golf VIII. Он также использует платформу MQB, на которой, кстати, построено больше десятка разных моделей. Двигатели теперь дополнены небольшой гибридной установкой, появились и сразу два заряжаемых гибрида. Среди опций теперь есть даже система полуавтономного движения. Разменявший пятый десяток Golf остается ключевой моделью для Volkswagen и одним из самых популярных автомобилей в мире.