Chevrolet Camaro: доступная мощь
Американская автомобильная промышленность прославилась многими моделями, ставшими впоследствии культовыми. Один из самых знаменитых авто из США – Chevrolet Camaro, ставший одним из символом 60-70-х годов.
Chevrolet Camaro проектировали, как конкурента Ford Mustang, который совершил переворот на американском рынке. У General Motors тогда не было аналогичной молодежной модели и руководство концерна поручило создать ее конкурентов под марками Chevrolet Pontiac.
Как и Mustang, новинка имела колесную базу 2746 мм, а в ее основе лежала платформа доступного Chevy II Nova. Поначалу модель хотели назвать Panther («Пантера»), но потом решили, что она продолжит модельный ряд С-серии, куда входили Corvette, Chevelle, Corvair и Chevy II. В итоге из множества вариантов на букву С выбрали Camaro, что в переводе с французского жаргона означает «друг». Но когда менеджера General Motors спросили, что же значит это слово, он ответил: «Camaro – это небольшой зверек, который питается «Мустангами».
Презентация модели и ее собрата Pontiac Firebird состоялась в сентябре 1966 года. Купе и кабриолет длиной 4,7 м отличались агрессивным стилем с длинным капотом и укороченным багажником.
Для новинки предлагали около 80 различных опций. Покупатели могли заказать и кондиционер, и электростеклоподъемники, и радио, а еще 15-дюймовые диски, гидроусилитель руля и передние дисковые тормоза. Салон мог быть тканевым или виниловым. Но самыми желанными были два пакета опций – SS и RS. Первый включал воздухозаборник на капоте, задний спойлер, двойные выхлопные трубы и фары, спрятанные за радиаторной решеткой. К тому же устанавливали гоночную подвеску и широкие шины. А RS отличался спортивной радиаторной решеткой и мускулистыми накладками на боковинах. При желании можно было объединить оба пакета в Camaro SS/RS.
Широким был и выбор силовых агрегатов – предлагали сразу восемь двигателей и четыре коробки переключения передач. За небольшие деньги (около 2000 долларов) предлагали базовую версию с 3,8-литровой 140-сильной «шестеркой» и 3-ступенчатой механической трансмиссией. Но поклонников скорости интересовали, конечно же, V8. Более-менее пристойную динамику обеспечивал 5,3-литровый 275-сильный мотор. А вот спортивный Camaro SS350 (самый доступный из SS) поставлялся уже с 5,7-литровой «восьмеркой» мощностью 295 л. с. Для него можно выбрать 4-ступенчатую механическую трансмиссию (с обычными или сближенными передаточными числами) или 3-ступенчатый «автомат». В любом случае разгон до 100 км/ч занимал не больше 8 с. Максимальную скорость ограничили: в зависимости от передаточного числа главной передачи она составляла от 195 до 209 км/ч.
Если же этого казалось мало, предлагалась еще и версия SS396. Ее 6,5-литровый V8 выпускался в трех вариантах мощности – 325, 350 и 375 л. с. В самой мощной версии спринт до 100 км/ч осуществлялся за 6 с. Такая модель считалась сравнительно недорогой – 3500 долларов (29 тыс. по современному курсу).
Неудивительно, что автомобиль сразу стал удачным. За первый год с конвейера сошло 220 000 купе и кабриолетов, что весьма неплохо для спортивного автомобиля. А особой наградой за успех можно считать назначение машиной безопасности гонки «500 миль Индианаполиса». Для этой чести выбрали кабриолет SS396, а в 1969 году модель повторно удостоилась этой чести.
Через полгода после дебюта Camaro тихо презентовали особую модификацию Z28. Внешне автомобиль не отличался от базового купе, у него не было агрессивности SS и RS. Главное изменение пряталось под капотом – новый 4,9-литровый двигатель. В документации значилась мощность 290 л. с. при 5300 об/мин. Но производитель немного схитрил и, дабы уменьшить страховку на автомобиль, снизил официальные характериристики мотора. Этот двигатель создали для гонок, поэтому на самом деле он раскручивался до 7000 оборотов и развивал не менее 360 л. с. До 100 км/ч такой Camaro разгонялся за 6,7 с, а максимальная скорость составила 225 км/ч. Купе поставлялось только с 4-ступенчатой «механикой», а опции вроде дисковых тормозов или гоночной подвески стали стандартными.
В 1967 году малоизвестный Z28 нашел всего 602 покупателей – в основном гонщиков и немногих посвященных в его возможности. Но когда модель победила в чемпионате Trans Am, то сразу стала популярной. Тем более что со следующего года ей добавили опции RS и SS. Результат – 7000 проданных купе и даже 19 000 в 1969 году. Обидно только, что после триумфа в гонках название Trans Am получил не победитель, а почему-то Pontiac Firebird.
Однако кому-то и Z28 казался недостаточно спортивным. Ведь Mustang, например, мог похвастать и 7,0-литровым мотором. В General Motors был аналогичный двигатель, но устанавливался он на Corvette. Негласное правило внутри концерна запрещало ставить большие моторы на компактные модели. Но в Chevrolet нашли выход из ситуации. В 1969 году подписали соглашение с дилером из Пенсильвании Доном Енко и начали поставлять ему 7,0-литровые 425-сильные двигатели. А тот устанавливал их на SS396 и продавал под названием Camaro Yenko 427. Автомобили отличались от обычного Camaro только выпуклым капотом. Зато до 100 км/ч они разгонялись за 5,4 с.
Но самым экстремальным стал Camaro ZL1, созданный специально для дрэг-рейсинга (спринтерских гонок). Официально его алюминиевый 7,0-литровый V8 развивал 430 л. с., но на деле мощность достигала невероятных 550-585 л. с. Этого хватило, чтобы установить рекорд в заезде на 400 м для серийных автомобилей – 11,6 с! ZL1 поставлялся с усиленной подвеской и тормозами. Таких «спортсменов» выпустили всего 69, преимущественно для чемпионата по драгрейсингу. Ведь один лишь двигатель стоил 4000 долларов – приблизительно столько же, сколько и Camaro Yenko. А за готовый автомобиль просили 7200 долларов. Хотя это все равно было втрое дешевле, чем Ferrari или Lamborghini. А ведь при разгоне до 100 км/ч за 5,2 секунды купе имело совсем немного конкурентов на городских улицах.
За первые три года производства собрали около 700 000 Camaro и с конца 60-х начали разработку второго поколения модели. Его дебют отложили на полгода из-за забастовки рабочих. Новый Camaro предстал перед публикой в феврале 1970 года. Автомобиль внешне сильно отличался от предшественника, он стал длиннее, шире и ниже. Купе отличалось большим углом наклона заднего стекла и посадочной формулой 2+2, а кабриолет и вовсе перестали выпускать.
«Начинка» без кардинальных изменений перекочевала с первого поколения Camaro. Исключение составил лишь Z28. Его оснастили 5,7-литровым 360-сильным мотором от Corvette, который больше подходил для повседневной езды. Тем более что и динамика не пострадала: автомобиль разгонялся за 5,8 секунды до 100 км/ч и достигал 230 км/ч. А в списке опций для него впервые появился «автомат».
Yenko и ZL1 перестали выпускать, а самой мощной версией снова стал SS396. Правда, его двигатель слегка увеличился в объеме – до 6,6 л. Camaro собирались оснастить 7,4-литровым 450-сильным мотором, но этим планам не суждено было сбыться.
Помешали новые экологические нормы, которые заставили уменьшить мощность двигателей. Так, в 1971 году Z28 потерял 30 л. с., а SS396 дефорсировали до 300 л. с. Но еще большим ударом стал топливный кризис 1973 года. Из-за конфликта с ближневосточными странами в США перестала поступать нефть и образовался дефицит бензина. Естественно, мощность двигателей резко упала, чтобы уменьшить расход топлива. В 1975 году самый мощный Camaro развивал всего 155 л. с., а Z28 и SS сняли с производства. К тому же в соответствии с новыми требованиями по безопасности автомобиль обзавелся массивными и далеко не эстетичными бамперами.
Тем не менее, руководству Chevrolet удалось удержать высокий уровень продаж. Camaro конца 70-х годов продавались не хуже, а даже лучше, чем раньше. Клиентов решили привлечь роскошью – кожаным салоном, центральным замком, круиз-контролем и съемной металлической крышей. Бамперы окрасили в цвет кузова, добавили спойлеры и панорамное заднее стекло. В 1977 году даже вернули Z28, но его мощность была весьма скромной – 190 л. с. Тем не менее в 1979 году был установлен абсолютный рекорд – 282 571 проданных автомобилей.
В 1982 году дебютировало третье поколение модели. Свежий клиновидный дизайн привлек американцев, и именно этот Camaro впервые стал автомобилем года в США. И опять послужил машиной безопасности в Инди-500. Поначалу двигатели оставались без изменений, но вскоре ситуация улучшилась. В 1985 году к Z28 присоединилась еще одна заряженная модификация – IROC-Z с V8 объемом 5,0 л (215 л. с.) и даже 5,7-литровым 240-сильным двигателем. Улучшилась и динамика – 6,6 с до 100 км/ч. Автомобиль обзавелся 5-ступенчатой механической и 4-ступенчатой автоматической коробкой переключения передач, а также впрыском топлива. Вместе с тем, для экономных покупателей представили и четырехцилиндровую версию. К купе опять присоединился кабриолет.
В конце 1992 года фанатов скоростных автомобилей порадовали четвертой генерацией Chevrolet Camaro. Он сохранил классические черты модели – задний привод, 6-цилиндровые двигатели и V8, кузов купе и кабриолет. 5,7-литровый двигатель теперь развивал 275 л. с., а комплектацию пополнила 6-ступенчатая трансмиссия, ABS и две подушки безопасности. Поначалу автомобиль продавался очень неплохо. Ведь 5,8 секунды до 100 км/ч и максимальная скорость 240 км/ч свидетельствовали, что Camaro вернулся в когорту спортивных авто. Но вскоре спрос на большое купе с расходом топлива 20 л/100 км начал падать. Не помогли ни модернизация 1998 года, ни новый 325-сильный мотор. В 2001 году произвели всего 29 000 купе и кабриолетов – почти в десять раз меньше, чем в лучшие годы. И в 2002 году к 35-летию Camaro получил неприятный «подарок» – его вместе с Pontiac Firebird сняли с производства.
Тогда такое решение вызвало разочарование у поклонников. Но на деле все оказалось не так плохо: Camaro ушел, чтобы переродиться в 2010 году. Модель выполнили в ретро-стиле и внешне она повторяла знаменитого предка 1967 года. Появился и мощный V8 на 425 л. с. с системой отключения цилиндров. Со временем возродили и знаменитые варианты – 580-сильный ZL1 и 500-сильный трековый Z28. Автомобиль прославился благодаря кинофильму «Трансформеры».
Сейчас в производстве находится уже шестое поколение Chevrolet Camaro. В его чертах по-прежнему угадывается оригинальная модель, а покупатели могут выбрать как V8 мощностью 455-650 л. с., так и 2,0-литровый 275-сильный турбомотор.