Ferrari 250 GTO: победоносный и баснословно дорогой
На счету Ferrari – тысячи гоночных побед и многочисленные чемпионские титулы в самых разных соревнованиях. Конечно, абсолютное большинство жеребцов из Маранелло – недешевые и никогда не были доступными даже представителям среднего класса. Однако на их фоне выделяется легендарный Ferrari 250 GTO – успешный, непобедимый и очень дорогой.
Работы над Ferrarі 250 GTO начались в 1961 году. В чемпионате Gran Tourіsmo назревали большие перемены, ведь набирал силу новый технический регламент. Поэтому небольшая команда инженеров итальянской фирмы во главе с Джотто Биззарини решила спроектировать автомобиль, который бы отвечал новым требованиям. Ferrari в те годы были небольшим предприятием, а потому создание полностью новой модели было бы весьма затратным. Поэтому за основу решили взять проверенный Ferrarі 250. Его выпускали с 1954 года и он уже добыл немало громких побед.
![Обтекаемый кузов спроектировали в ателье Scaglietti](http://afp.com.ua/static_html_images/2020/02/20/bum9-ferrari-250-gto-with-3-fender-vents-1.jpg)
![Сзади установлен заостренный спойлер](http://afp.com.ua/static_html_images/2020/02/20/b9iw-ferrari-250-gto-892.jpg)
![Ferrarі_250 GTO выигрывал чемпионат мира в 1962, 1963 и 1964 годах](http://afp.com.ua/static_html_images/2020/02/20/bifr-ferrari-250-gto-with-3-fender-vents-2.jpg)
![В наши дни стоимость GTO превышает 20 млн. долларов](http://afp.com.ua/static_html_images/2020/02/20/bccl-ferrari-250-gto-27.jpg)
Новинку позиционировали, как гоночную модификацию Ferrarі 250 GT SWB 1960 года, что, в принципе, было недалеко от истины. Такое решение позволило обхитрить международную федерацию автоспорта FІA, ведь чтобы получить допуск к гонкам, нужно было выпустить хотя бы сотню серийных машин. В Ferrari же хватало средств примерно на три десятка авто. Официально модель именовалась Ferrarі 250 GT Berlіnetta Competіzіone. А название GTO возникло в следствии решения FIA: оно расшифровывается как Gran Tourіsmo Omologato, то есть «допущенный к гонкам Gran Tourіsmo».
![Благодаря применению алюминиевых сплавов в конструкции вес купе составил всего 878 кг](http://afp.com.ua/static_html_images/2020/02/20/bk4i-ferrari-250-gto-33.jpg)
В конструкцию Ferrarі 250 GT SWB внесли целый перечень изменений. Разработчики максимально облегчили шасси авто, а в ателье Scaglietti спроектировали абсолютно новый обтекаемый кузов из алюминиевого сплава с революционным задним спойлером. Из салона убрали все ненужное, включая спидометр, установили жесткие и легкие кресла. В итоге вес GTO составил всего 878 кг. Конечно же, автомобиль оснастили независимой подвеской и дисковыми тормозами всех колес.
![Ради снижения веса из салона убрали все атрибуты роскоши](http://afp.com.ua/static_html_images/2020/02/20/b5gg-ferrari-250-gto-97.jpg)
![V12 объемом 3,0 л развивал 300 л. с.](http://afp.com.ua/static_html_images/2020/02/20/bffi-ferrari-250-gto-96.jpg)
Под капотом разместили лучшее детище Биззарини – надежный и проверенный в боях гоночный двигатель от Ferrarі 250 Testarossa. Этот 3,0-литровый V12 развивал 300 л. с. при 7500 об/мин. Питали его топливной смесью сразу шесть двухкамерных карбюраторов Weber. Под стать мотору подобрали и спортивную 5-ступенчатую механическую коробку переключения передач.
За короткое время был создан скоростной и легкий в управлении автомобиль. Динамические показатели поражали: до 100 км/ч Ferrarі разгонялся за 6 с, а максимальная скорость составила внушительные, по тем временам, 280 км/ч.
К началу гоночного сезона 1962 года окончательно довести машину не удалось, и первый этап чемпионата пришлось пропустить. Но уже на Гран-при в американском Себринге Фил Хилл и Оливье Жендебьен не оставили соперникам ни единого шанса и заняли первое место в категории GT и второе в общем зачете (после Ferrari 250 Testa Rossa). А ведь стартовали они с десятой позиции. Затем последовали успех в сицилийской гонке Targa Florio и победа в классе в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Последнее достижение особенно радовало, ведь Ferrarі на голову разбили конкурентов из Jaguar и Aston Martin, заняв первое и второе места. Дополнил успех Ferrari 330 TRI/LM, триумфовавший в общем зачете. У GTO не было конкурентов и итальянская команда легко обеспечила себе чемпионство, обогнав Jaguar почти на 30 очков.
![В 1963 году GTO не оставил ни единого шанса главному сопернику Shelby Cobra](http://afp.com.ua/static_html_images/2020/02/20/bxrl-tdf.jpg)
Победоносная хода продолжилась и в следующем году: Ferrarі 250 GTO снова доминировали в классе GT в Себринге, Ле-Мане и Targa Florio, выиграли 1000-километровую гонку в Нюрбургринге и снова заняли первое место в чемпионате.
Впрочем, соперники не дремали: в 1964 году американский гонщик и инженер Кэролл Шелби презентовал знаменитое купе Shelby Cobra Daytona с могучим 4,7-литровым V8 мощностью 390 л. с. У Ferrarі появился достойный соперник и на гоночных трасах разгорелась настоящая борьба. Хотя и GTO пережил основательную модернизацию. На сей раз за дело взялись дизайнеры Pіnіnfarіna – спроектировали полностью новый обтекаемый кузов. Кроме того, автомобиль оснастили дифференциалом повышенного трения. Итальянцы победили в Tour de France, Targa Florio, Нюрбургринге, бельгийском Спа-Франкоршамп и Дайтоне (США), а американцы торжествовали в Ле-Мане, Себринге и Гудвуде (Великобритания). В конце концов, в упорной борьбе чемпионами снова стали Ferrarі 250 GTO и, таким образом, подтвердили статус лучших.
![Модель 1964 года получила новый кузов](http://afp.com.ua/static_html_images/2020/02/20/bmyk-ferrari-250-gto-9.jpg)
![В 1964 году купе добыло для Ferrari третий чемпионский титул](http://afp.com.ua/static_html_images/2020/02/20/bhn9-ferrari-250-gto-78.jpg)
![Три автомобиля оснастили 4,0-литровым 390-сильным V12](http://afp.com.ua/static_html_images/2020/02/20/bryu-ferrari-250-gto-36.jpg)
Пока шла битва Ferrari и Shelby, в Маранелло не почивали на лаврах. Уже полным ходом шла разработка кардинально нового среднемоторного Ferrarі 250 LM. Он использовал агрегаты GTO, однако на этот раз трюк с допуском FIA не прошел и новому купе пришлось соревноваться в классе спортпрототипов. Это, впрочем, не помешало Ferrari выиграть в Ле-Мане, но чемпионами 1965 года все же стали Shelby Cobra. К слову, частные пилоты не захотели отказываться от GTO: продолжали на них соревноваться и даже самостоятельно их модифицировать. В частности, три купе оснастили 4,0-литровым 390-сильным V12, что подняло их предел скорости до 300 км/ч. Еще четыре автомобиля получили иные кузова, причем один из них получился весьма оригинальным. В профиль он очень напоминал развозной фургон, поэтому его назвали Ferrari 250 GT Breadvan («хлебовоз»).
![Необычный гоночный фургон Ferrari_250 GT Breadvan](http://afp.com.ua/static_html_images/2020/02/20/bkan-autowpru-ferrari-250-gt-breadvan-1.jpg)
![Среднемоторный Ferrari 250 LM создан на основе GTO](http://afp.com.ua/static_html_images/2020/02/20/bebs-ferrari-250-lm-96.jpg)
Общее количество выпущенных Ferrarі 250 GTO составило всего 39 единиц. Поэтому неудивительно, что практически сразу за ними начали охотиться коллекционеры. И их стоимость постепенно увеличилась с 23 000 долларов (заводская цена в начале 60-х годов) до сотен тысяч, а потом и до миллионам долларов. В 1989 году одно из купе продали за 14,6 млн. долларов. В наши дни оригинальный 250 GTO нельзя приобрести дешевле, чем за 20 миллионов долларов. Так, в 2008 году на аукционе за автомобиль отдали 24,5 миллиона долларов, а десять лет спустя другой GTO продали за невероятные 70 миллионов. То есть, это один из самых дорогих автомобилей в мире и наиболее ценный Ferrarі. Оно и неудивительно: перед нами – настоящая гоночная легенда.
![В 2018 году этот Ferrarі_250 GTO продали за 70 миллионов долларов](http://afp.com.ua/static_html_images/2020/02/20/bsl3-ferrari-250-gto-12.jpg)