Opel: от швейной машинки до электромобиля
Opel является одним из старейших автопроизводителей в мире. Первая ее модель появилась свыше 120 лет назад. Хотя на самом деле немецкая компания гораздо старше, ведь долгое время выпускала другую продукцию, однако оценила изобретение самодвижущегося экипажа и сменила форму деятельности. В нынешнем году Opel празднует 160-летие.
Основатель компании Адам Опель родился в 1837 году в семье замочного мастера из Рюссельхайма и уже с детства тяготел к разного рода механизмам. В юном возрасте он отправился путешествовать по Европе в поисках работы. Однажды, в Париже он увидел новое изобретение – швейную машинку – и очень им заинтересовался. Вернувшись домой в 1862 году, Опель решил наладить выпуск швейных машинок собственной конструкции и основал компанию Adam Opel AG.
Бизнес пошел удачно, и уже чрез пять лет молодая фирма перебралась из сарая в большое двухэтажное фабричное здание. Двадцать лет спустя по инициативе сына Адама – Карла, на предприятии открыли цех по сборке велосипедов. Приблизительно в то же время в Германии уже начали появляться первые автомобили, и они очень заинтересовали Карла и его брата Вильгельма. Но к их разработке они приступили в 1898 году, уже после смерти отца. К смене приоритетов их подтолкнуло резкое снижение спроса на велосипеды.
Адам и Карл Опель обратились к автомобильному конструктору Фридриху Лутцману и совместно в 1899 году создали первый Opel Motorwagen. Водитель и пассажиры сидели в нем лицом к лицу, а в движение его приводил двигатель мощностью 3 л. с. С 1901 года братья наладили партнерство с французской маркой Darracq, плодом которого стал 9-сильный Opel-Darracq. А год спустя появилась и первая собственная разработка – 12-сильный 10/12 PS, выпускавшийся на протяжении шести лет. В 1905 году показали первую роскошную модель – 35/40 PS.
С 1909 года начали собирать более доступный Opel 4/8 PS, стоивший в два раза дешевле предшественника. Его конструкция оказалась очень надежной, а первыми ее преимущества оценили врачи в селах и маленьких городках. Поэтому очень скоро модель назвали Doktorwagen («автомобиль доктора»). На их капотах появился первый логотип марки – стилизованное изображение дирижабля.
В 1911 году старое заводское здание сгорело, но это только подтолкнуло руководство Opel построить новый завод. Там начали собирать новый автомобиль 5/14 PS, который оказался настолько популярен, что вывел марку на первое место в Германии по количеству выпущенных машин – 3335 в год. Но Opel стал известен не только благодаря доступным моделям. В 1913-1914 годах представили серию гоночных Rennwagen, самый мощный из них получил огромный 12,3-литровый 260-сильный двигатель.
Во время Первой мировой войны производство легковых автомобилей ограничили, хотя, например, велосипеды продолжали выпускать в прежних объемах. В 20-е годы экономическая ситуация в Германии резко ухудшилась и далеко не все немцы могли себе позволить автомобиль. Поэтому наладили выпуск дешевых мотоциклов. А когда уровень жизни граждан улучшился, в заводских цехах начали устанавливать новое изобретение – конвейер, запатентованный Генри Фордом.
Первой массовой моделью стал Opel 4/12 PS 1924 года – маленькая двухместная машинка с 12-сильным двигателем. Стоил он всего 1990 марок (475 долларов), поэтому за семь лет собрали 120 тыс. Opel. В целях экономии автомобиль красили только в зеленый цвет, поэтому в народе его назвали Laubfrosch («лягушка»).
Но в линейке марки был не один 4/12 PS. Зажиточным покупателям предлагали восьмицилиндровый Regent. А в 1928 году Opel удивил мир болидом RAK 1. В движение его приводили 12 ракет, а максимальная скорость достигла рекордной отметки – 230 км/ч. За ним последовали экспериментальные поезд и самолет с ракетными двигателями.
К концу 20-х годов финансовое положение Opel улучшилось, и он стал одним из крупнейших автопроизводителей Европы. Ежедневно из заводских цехов выезжало по 500 автомобилей. Поэтому марка и заинтересовала концерн General Motors. К 1931 году американцы выкупили у семьи Опель все 100% акций фирмы.
Новые владельцы сразу взялись за постройку еще одного завода в Бранденбурге, где наладили выпуск одного из лучших грузовиков своего времени Opel Blitz. Его название переводится с немецкого как «молния», поэтому на капоте Blitz появился логотип в виде молнии, который до наших дней является эмблемой Opel. Первой же легковой моделью, созданной вместе с General Motors, стал Opel P4 – наследник 4 PS. Он стал мощнее (23 л. с.) и развивал 85 км/ч, а цену снизили до 1650 марок (412 долларов).
В 1935 году появился инновационный Opel Olympia. Он стал одной из первых массовых моделей с несущим кузовом, а переднюю подвеску сделали независимой. Новая технология позволила снизить массу на 180 кг, поэтому с двигателем Р4 авто развивал 95 км/ч. За пять лет выпустили 168 тыс. Olympia. Вскоре появились и другие модели с несущим кузовом – компактный Kadett (наследник Р4) и седан среднего класса Kapitan c 2,5-литровой 55-сильной «шестеркой». Выше в иерархии стоял Opel Super 6, а флагманом марки стал Admiral 1937 года. Роскошные седан и кабриолет получили 3,6-литровый шестицилиндровый мотор мощностью 86 л. с., позволявший достигать 132 км/ч.
Однако с 1940 года в силу начала боевых действий выпуск легковушек прекратили, а General Motors потерял контроль над своим немецким подразделением. Производственные мощности отдали под сборку грузовых Opel Blitz и Maultier, а также оригинального NSU Kettenkrad – гибрида танка и мотоцикла. Заводы превратились в цели для союзной авиации и к 1945 году от них мало что осталось. Предприятие в Бранденбурге досталось советским войскам: все оставшееся оборудование с него сняли и железной дорогой отправили в СССР. Вскоре его установили на московском заводе АЗЛК и по немецким чертежам начали собирать Opel Kadett, но под названием «Москвич-400».
Состояние основного предприятия в Рюссельхайме оказалось настолько плачевным, что в General Motors поначалу хотели отказаться от Opel. Но мнение руководства концерна изменили простые немецкие рабочие, которые в рекордные строки своими силами восстановили завод. Уже в 1946 году возобновили выпуск грузовиков Blitz, а год спустя – легковых Olympia и Kapitan. Это были довоенные автомобили со слегка обновленным дизайном.
Абсолютно новый модельный ряд Opel представили в 1953 году – появились Opel Olympia Rekord и Kapitan второго поколения. По дизайну они очень напоминали американские машины того времени, но были гораздо меньше по размерам. Kapitan был способен разгоняться до 100 км/ч за 16 с и развивать 150 км/ч, а его средний расход топлива составил 12 л/100 км. Впервые для Opel предложили и автоматическую трансмиссию. Более ярко выглядел Kapitan Р1 1958 года, который даже обрел «плавники» на задних крыльях, как у заокеанских Cadillac и Chevrolet.
В 1962 году возродили и Kadett, который стал одной из самых успешных моделей своего времени: за три года выпустили около 650 тыс. машин. Opel стал на ноги и пришло время для более дорогих автомобилей. В 1964 году представили семейство KAD – 5,0-метровые седаны Kapitan, Admiral и Diplomat. Они отличались друг от друга только уровнем оснащения и двигателями. Самые мощные Diplomat и Admiral оснащались 5,4-литровым 230-сильным V8, а позже более доступный 2,8-литровый двигатель оснастили впрыском топлива.
Самой яркой моделью 60-х стал, несомненно, Opel GT. Купе привлекало внимание обтекаемыми формами и выдвижными фарами. Аэродинамику хорошо проработали, поэтому со скромным 1,9-литровым 102-сильным мотором Opel GT показал неплохие характеристики – разгонялся до 100 км/ч за 10,8 с и достигал 182 км/ч. Но главное, он был недорогим и с 1968 по 1973 год выпустили свыше 100 тыс. машин. Автомобиль также стал неплохой экспериментальной площадкой: в 1971 году его оснастили электродвигателем, а год спустя – турбодизелем. Обе версии побили сразу несколько мировых рекордов.
Рекорды же продаж демонстрировал Kadett – 2,7 млн. машин за восемь лет. Успешными оказались седаны среднего класса Rekord и Ascona: обе модели легко преодолели отметку в миллион выпущенных автомобилей. Довольно массовым оказалось и недорогое купе Manta. Покупателей привлек не только запоминающийся дизайн, но и отличная управляемость. На смену Admiral и Diplomat пришли седаны бизнес-класса Commodore и Senator, появилось и туристическое купе Monza.
На рубеже 70-80-х годов в Opel создали первые переднеприводные модели – новый Kadett и компактный Corsa. Но и автомобили с задним приводом демонстрировали успехи. Так, в 1982 году Вальтер Рерль на Opel Ascona стал чемпионом мира по ралли. Аэродинамические исследования, начатые еще с купе GT, привели к появлению новых обтекаемых Kadett, Omega, Vectra и Senator. А Opel Calibra на момент появления имел один из самых низких коэффициентов лобового сопротивления – 0,26.
В 90-х годах на смену Kadett пришел Astra, модельный ряд пополнили компактное купе Tigra, минивэн Zafira, вседорожник Frontera, роскошный хетчбэк Signum. Появился даже двухместный среднемоторный кабриолет Speedster. Предприятия марки появились в Австрии, Великобритании, Венгрии, Испании, Польше.
Opel долгое время был является главным подразделением General Motors в Европе, но мировой экономический кризис пошатнул его позиции. Американский концерн пережил банкротство, закрыл отделения Hummer, Pontiac, Saturn, продал Saab. Opel поначалу выставили на продажу, однако сделку с российским «Сбербанком» отменили и не пожалели об этом Новые Astra, Insignia и Meriva стали популярными и обеспечили неплохую прибыль.
Кроме того, Opel помог преодолеть кризис Buick, ведь именно под этой маркой за океаном начали продавать некоторые немецкие модели. Зато в Европе появился гибрид Opel Ampera (родной брат Chevrolet Volt), а затем последовал и полноценный электромобиль Opel e-Ampera.
В 2017 году на Opel нашелся гораздо более достойный покупатель – французский концерн PSA Group. Под крылом новых владельцев началась радикальная смена модельного ряда – представили свежие Opel Crossland X и Grandland X, а новый Opel Corsa породнился Peugeot 208 и теперь может быть даже электрическим. С 2021 года Opel в составе PSA Group воел в новый концерн Stellantis. В истории немецкой марки начался новый этап и он обещает быть интересным и насыщенным.