Mercedes-Benz 300SL: технологический прорыв
Основатели Mercedes-Benz стояли у истоков создания автомобиля и, конечно, за 134-летнюю историю у немецкого производителя была не одна знаменитая модель. Однако всех их затмил легендарный Mercedes-Benz 300SL. Для своего времени это был настоящий прорыв как в дизайне, так и в технологиях.
История Mercedes-Benz 300 SL началась в 1950 году. Германия тогда еще лежала в руинах, а ее автомобильная промышленность только начала восстанавливаться. В сложные времена руководство Mercedes-Benz приняло решение вернуться в автогонки. Немецкая команда доминировала в довоенных Гран-при и попыталась вернуть себе былую славу.
Совет директоров компании решил, что к созданной в те времена Формуле-1 готовиться еще рано и сконцентрировался на чемпионате Gran Turismo. Новый автомобиль для гонок начала разрабатывать команда инженеров во главе с Рудольфом Уленхаутом, прославившимся благодаря победоносным «Серебряным стрелам» Mercedes-Benz W125 и W154 30-х годов. Но денежные средства на разработку были ограничены, поэтому пришлось взять стандартную 3,0-литровую рядную «шестерку» от седана 300 S, которая со всеми доработками развивала не более 175 л. с. Впрочем, недостаток мощности взялись компенсировать малым весом.
Рудольф Уленхаут спроектировал легкую трубчатую стальную раму, благодаря которой масса купе составила всего 870 кг. Максимальная скорость достигла 240 км/ч. Улучшить управляемость была призвана независимая подвеска всех колес. Однако ради увеличения жесткости конструкции пороги кузова пришлось сделать очень высокими и широкими. Чтобы облегчить посадку и высадку, были установлены поднимающиеся вверх двери – как на некоторых самолетах.
За руль купе посадили известных довоенных ассов Германа Ланга и Карла Клинга. Гоночный дебют новинки, которую назвали Mercedes-Benz 300 SL Competition Coupe пришелся на 1952 год. В первой же гонке – итальянской Mille Miglia серебристые автомобили заняли второе и четвертое места. Затем последовали победы на знаменитом автодроме Нюрбургринг, 24-часовой гонке в Ле-Мане и изнурительном мексиканском ралли Carrera Panamericana.
Mercedes-Benz вернулся в гоночною элиту, но 300 SL не стал бы серийным, если б не американский автодилер Макс Хоффман. Он любил европейские спортивные модели и занялся их импортом в США. Именно Хоффман обратился к совету директоров Mercedes-Benz с пропозицией начать серийное производство купе и заявил, что оно станет очень популярным в Америке. К его совету прислушались и начали работы над серийной моделью.
Естественно, новый Mercedes-Benz должен был стать символом возрожденной марки и вернуть ей потерянный имидж. Скоростной спортивный автомобиль просто не мог быть дешевым. Поэтому салон декорировали дорогой красной кожей и полированным металлом, установили комфортабельные сиденья, добавили радиоприемник, часы, специальные чемоданы для перевозки багажа (стандартный багажник был маленьким и большую его часть занимало запасное колесо). Рулевое колесо сделали откидным, чтобы облегчить посадку и высадку. Все это увеличило массу до 1310 кг и стало понятно, что такому 300 SL не хватает мощности.
Резервы для модернизации 3,0-литрового двигателя были исчерпаны, и тогда Рудольф Уленхаут принял смелое решение – оснастить мотор непосредственным впрыском топлива. Инновационная технология была разработана в Mercedes-Benz еще до войны и уже была опробована на истребителях Messerschmitt Bf 109, но ранее никто не рисковал применять ее в автомобилях. За счет впрыска мощность «шестерки» подскочила до 215 л. с. при 5800 об/мин, а максимальный крутящий момент составил 275 Н•м при 4600 об/мин. С 4-ступенчатой механической трансмиссией разгон до 100 км/ч занимал около 8 с. Максимальная скорость составила 245 км/ч, то есть 300 SL официально стал самым быстрым автомобилем в мире. При этом расход топлива оказался меньше, чем у карбюраторных конкурентов – 17 л/100 км.
Премьера серийного Mercedes-Benz 300 SL состоялась 6 февраля 1954 года на Нью-Йоркском автосалоне. Элегантное купе поразило посетителей и стало звездой шоу. Хотя оно стоило около 29 000 марок или 6820 долларов (как шесть Volkswagen Beetle), Максу Хоффману удалось собрать приличный портфель заказов. За изящные двери автомобиль назвали Gullwing («крыло чайки»). Производство купе длилось три года и за это время выпустили 1400 машин, 1100 из которых ушло в США. Из них 29 – уникальные версии с кузовами, полностью изготовленными из алюминиевых сплавов, что делало их легче на 80 кг.
Двигатель с непосредственным впрыском нашел применения и в гонках. Его форсировали до 290 л. с. и установили на новый 300 SLR, за рулем которого Стирлинг Мосс в 1955 году победил в легендарных гонках Mille Miglia и Targa Florio. А для особых клиентов Рудольф Уленхаут создал два 310-сильных купе 300 SLR, способных развить 290 км/ч.
А 2,5-литровую версию инжекторного двигателя установили Mercedes-Benz W196. С ним немецкая команда таки пришла в Формулу-1 и Хуан-Мануэль Фанхио добыл чемпионские титулы в 1954 и 1955 годах. Однако трагическая авария 300 SLR в Ле-Мане (в ней погибли пилот Пьер Левек и 83 зрителя) заставили немецкую марку на несколько десятилетий покинуть автоспорт.
У серийного 300 SL дела обстояли гораздо лучше. Эстафету купе в 1957 принял кабриолет 300 SL Roadster. У него не было оригинальных дверей, но зато автомобиль получил дисковые тормоза передних колес, а мощность двигателя увеличили до 225 л. с. Кроме мягкой складывающейся крыши, предлагали жесткий съемный верх. Заодно немного обновили дизайн – у Mercedes-Benz 300 SL Roadster изменены передние фары, бамперы и «жабры» на боковинах. Кабриолет оказался даже популярнее купе: до 1963 года выпустили 1858 автомобилей.
Mercedes-Benz 300SL отлично выполнил возложенное на него задание – вернул немецкой марке славу. Он стал популярным среди элиты: купе и кабриолеты 300 SL приобрели художник Пабло Пикассо, актеры Софи Лорен, Элизабет Тэйлор, Кларк Гейбл, Пол Ньюмен. В наши дни цены на модель подскочили и начинаются с миллиона долларов. Модель действительно стала легендарной и неудивительно, что ХХІ веке у нее даже появился наследник Mercedes-Benz SLS AMG.