Packard Twin Six: роскошь и технологии
Подзабытая в наши дни марка Packard в свое время была на вершине американского автопрома. Премиальные автомобили успешно конкурировали как с Cadillac и Lincoln, так и с именитыми европейскими автопроизводителями. Packard брали не только качеством и роскошью, но и техническими нововведениями вроде первого в мире V12 на модели Twin Six.
Если первые автомобили имели одноцилиндровые двигатели, то уже в начале ХХ века начали появляться модели с моторами на четыре и шесть цилиндров. А Cadillac выпустил первый в мире V8. Глава совета директоров Packard Генри Джой в 1912 году решил ответить главным конкурентам и создать нового флагмана марки.
Модель решили оснастить двигателем V12. Поскольку в то время большинство моделей Packard оснащались шестицилиндровыми моторами, то инженеры предложили соединить две рядные «шестерки» под углом в 60 градусов и с общим коленвалом
Три года спустя Packard шокировал общественность новым Twin Six. с огромным 7,0-литровым V12. Двигатель с блоком цилиндров из алюминиевых сплавов развивал 88 л. с. при 3000 об/мин. Он не только разгонял автомобиль до неплохой скорости в 130 км/ч, но и отличался тишиной и плавностью. Например, монета, поставленная на блок цилиндров «на ребро» не падала. Мотор, 3-ступенчатая механическая коробка переключения передач и сцепление составляли собой единый блок, что тогда было редкостью.
Высокотехнологичный и быстрый автомобиль оказался недешевым: при цене в 2700-3700-долларов он стоил, как 3-5 массовых Ford T. Тем не менее, зажиточные автолюбители оценили модель и за первый год было продано 7746 машин. На выбор предложили самые разные кузова – от двухместного кабриолета до семиместного лимузина, а желающие выделиться могли обратиться в кузовное ателье за эксклюзивным кузовом.
Вскоре первым V12 заинтересовалась армия. Его конструкция оказалась настолько удачной, что он лег в основу авиационного мотора Liberty. Кроме того, двигатель помог побить несколько рекордов. Так, в 1919 году известный гонщик Ральф Де Пальма установил мировой рекорд скорости – разогнал доработанный Packard Twin Six до 240 км/ч на пляже во Флориде. А три года спустя гоночный катер с этим мотором развил 196 км/ч.
Packard Twin Six находился в производстве до 1923 года и за это время удалось собрать свыше 34 тыс. машин. Затем было решено прекратить выпуск модели. Однако, вскоре руководство Packard пожалело об этом, ведь V12 появились у конкурентов – Cadillac и Lincoln, - а вскоре Cadillac еще и новый V16 представил. Поэтому с конца 20-х годов инженеры Packard в спешке взялись разрабатывать новый V12.
Двигатель получился удачным. При почти таком же объеме, как у предшественника (7,3 л), он развивал практически вдвое большую мощность – 160 л. с. А крутящий момент достиг внушительных 436 Н∙м. Интересно, что поначалу мотор планировали установить на революционную переднеприводную модель, но затем от этой идеи отказались.
Второе поколение Packard Twin Six дебютировало в 1932 году. Автомобили привлекли внимание публики современным дизайном. На выбор были предложены сразу 11 различных кузовов от модных в те времена ателье Dietrich, Fleetwood и LeBaron и два варианта колесной базы. Особенно популярными были фаэтоны с двумя лобовыми стеклами. Характеристики также впечатляли: максимальная скорость превысила 160 км/ч.
Однако, время для дебюта было выбрано не совсем удачное. Сначала США, а затем и весь мир погрузились в экономический кризис. Великая депрессия существенно сократила количество толстосумов и спрос на дорогие Packard уменьшился. За год удалось собрать лишь 550 Twin Six.
Стремясь хоть как-то нарастить объемы продаж в Packard решили переименовать новую модель в Twelve («двенадцать» в переводе с английского). Заодно улучшили шумоизоляцию и добавили новые кузовные версии. Особенно стремительно выглядели аэродинамическое купе и кабриолет с зауженной задней частью Boattail Speedster. Последний, кстати, оказался в гараже звезды «Унесенных ветром» Кларка Гейбла. Актер не пожалел за него 18 тыс. долларов, то есть свыше 200 тыс. по современному курсу. Интересно, что партию Packard Twelve закупило и советское правительство. А один бронированный лимузин стал подарком Иосифу Сталину от президента США Франклина Делано Рузвельта. Еще один защищенный Twelve использовал президент Мексики Лазаро Карденасу дель Рио.
По мере выхода Штатов из депрессии объемы производства Twelve начали увеличиваться. Модель обновляли практически каждый год. На смену угловатому дизайну пришли новомодные обтекаемые формы – плавные линии и раздутые крылья. Постепенно объем двигателя был увеличен до 7,7 л, а мощность выросла до 175 л. с. Динамика, впрочем, осталась на прежнем уровне, ведь автомобили стали больше и тяжелее. Зато доработанные подвеска и рулевое управление, а также усилитель тормозов, улучшили комфорт езды и управляемость. В таком виде автомобиль продержался на конвейере до 1939 года. В общей сложности было выпущено свыше 35 тыс. Twelve. На смену ему пришел восьмицилиндровый Packard Super Eight – пусть не настолько эксклюзивный, но более доступный.
Packard Twin Six и Twelve вошли в историю, как высокотехнологичные автомобили, символ прогресса начала ХХ века. Они сочетали в себе отличные характеристики и высокий уровень роскоши. Благодаря им даже сейчас в премиум-сегменте двигатели V12 являются статусными.