Buick Riviera: элегантный американец
Автомобили Buick никогда не были особо дешевыми, ведь практически с момента своего основания изначально стала премиальной. Хотя некоторые недешевые модели стали по-настоящему массовыми и популярными. При этом для своего времени они были весьма инновационными. К таким авто относится и купе Buick Riviera – многолетний флагман марки.
Buick Riviera начали разрабатывать в 1958 году. Руководители General Motors решили создать роскошное туристическое купе – мощное и быстрое, но при этом комфортабельное и богато оснащенное. В то время уже выпускали знаменитый Cadillac Eldorado, но он был весьма недешевым. Собственно, изначально модель также должна была выпускаться под маркой Cadillac, но затем выбор производителя пал на Buick.
Над имиджевой моделью работали лучшие специалисты General Motors. Специально для него создали новую платформу, а знаменитый дизайнер Билл Митчелл (автор классических Chevrolet Corvette) спроектировал авангардный дизайн с зауженной задней частью и заостренными «плавниками» передних крыльев.
Большое 5,3-метровое купе напоминало спортивные модели из Европы. Название также подобрали европейское – Riviera. Салон выглядел современно благодаря циферблатам приборов в отдельных колодцах и узкой наклоненной центральной консоли. Внутри установили четыре отдельных сиденья, разделенных трансмиссионным тоннелем. Рулевая колонка регулировалась по высоте. В отделке использовали кожу и дерево, установили кондиционер, усилитель руля, круиз-контроль, радио, электроприводы стеклоподъемников и кресел.
Базовую версию оснастили 6,6-литровым 325-сильным V8, а за доплату был доступен 7,0-литровый 340-сильный мотор. С 3-ступенчатым «автоматом» более мощный вариант демонстрировал неплохую динамику, учитывая его массу в 1900 кг – разгонялся до 100 км/ч за 8 с и развивал 200 км/ч. Конечно, средний расход топлива был огромен – 17,8 л/100 км, - но бензин в те времена стоил копейки.
Новый Buick Riviera представили в конце 1962 года, а с 1963 года началось его производство. Для своего времени автомобиль был недешевым – 4300 долларов, то есть 36 тыс. по современному курсу. Купе оказалось самым дорогим Buick и стоило на уровне Chevrolet Corvette и Jaguar E-Type. Но Riviera сразу стал успешным и за первые 12 месяцев выпустили 40 тыс. автомобилей. Примерно столько же машин продали и в 1964 году, включая и заряженную версию Gran Sport с 360-сильным двигателем.
Первое поколение Riviera выпускали на протяжении трех лет и всего собрали свыше 112 тыс. этих купе. В 1966 году увидел мир его наследник. Новичок стал элегантнее, получил выдвижные фары и большие хромированные бамперы. Он стал длиннее и тяжелее предшественника, поэтому 6,6-литровый V8 ему не предлагали. Зато с 1970 года за доплату начали устанавливать огромный 7,4-литровый 370-сильный мотор, отличавшийся тишиной и плавностью работы. Кроме того, Riviera оснастили передними дисковыми тормозами. Покупатели очень хорошо приняли модель, что позволило за пять лет года произвести 227 тыс. машин.
Третья генерация купе, появившаяся в 1971 году, снова поразила публику изящным и нестандартным стилем. Его длинный капот, панорамное заднее стекло и заостренная (как у лодки) задняя часть сразу привлекли внимание. Поскольку длина Riviera превысила 5,5 м, а масса составила 2010 кг, то было решено сохранить лишь флагманский 7,4-литровый двигатель. Однако из-за новых экологических норм его мощность снизили до 330 л. с. Зато управляемость улучшилась, ведь купе одним из первых в мире получило антипробуксовочную систему. Однако, спрос на тяжелый и «прожорливый» Riviera существенно снизился с наступлением топливного кризиса. К тому же, постепенно мощность снизили до 260 л. с.
Несмотря на падение популярности полноразмерных авто, в Buick продолжали увеличивать Riviera. Так, новое его поколение в 1974 году достигло 5,7 м в длину и свыше 2 м в ширину. Однако его огромный двигатель развивал всего 205-230 л. с. К тому же, угловатый дизайн стал менее выразительным. Еще хуже ситуация стала в 1977 году: автомобиль окончательно потерял в элегантности, а даже самый мощный 6,6-литровый 185-сильный V8 не мог обеспечить двухтонной машине приличную динамику.
В General Motors взялись радикально изменить Buick Riviera. Представленное в 1980 году купе шестой генерации построили на переднеприводной платформе Cadillac Eldorado. Это улучшило управляемость, уменьшило размеры и несколько снизило массу автомобиля. Наряду с V8 предложили и новый 3,8-литровый V6 с турбонаддувом. Он не был мощнее, чем «восьмерки» (185 л. с.), но отличался экономичностью. Еще меньше расход топлива был у 5,7-литрового 140-сильного дизеля. Автолюбители положительно восприняли изменения и за первый год удалось продать 65 тыс. Riviera. А с 1982 года впервые наряду с купе предложили и кабриолет.
Buick Riviera 1986 года стал еще компактнее (4,8 м в длину) и потому легче – 1500 кг. Двигатели V8 окончательно ушли в прошлое, уступив место 3,8-литровому V6 мощностью 140-170 л. с. Riviera оснастили новой 4-ступенчатой автоматической трансмиссией и задними дисковыми тормозами. Модель получилась инновационной, ведь получила цифровую приборную панель, сенсорный экран мультимедийной системы, антиблокировочную систему тормозов ABS и подушки безопасности.
Но привыкшие к громадным автомобилям американцы не восприняли такой Buick Riviera и популярность модели катастрофически снизилась. Так, в 1993 году удалось продать всего 4500 купе. Поэтому появившийся год спустя Riviera восьмого поколения снова подрос до 5,2 м. А компрессорная 240-сильная «шестерка» наконец существенно улучшила динамику (8 с до 100 км/ч) при умеренном расходе топлива. К тому же, автомобиль выглядел весьма элегантно благодаря плавным кузова.
Buick Riviera восьмого поколения выпускали до 1999 года, а затем было решено отказаться от дальнейшего развития модели. Всего за 36 лет было выпущено 1,1 миллиона Riviera всех поколений, что очень неплохо, как для дорого купе. В Buick не оставляют надежду возродить модель и подтверждение тому – концепт-кары Riviera 2007 и 2013 годов.