Mazda MX-5: доступный спортивный автомобиль
Лет 50-60 назад доступных спортивных моделей выпускали гораздо больше, чем в наши дни. Сейчас автопроизводители преимущественно создают практичные заряженные хетчбэки, а в 60-е годы делали ставку на компактные кабриолеты. Особенно преуспели в этом деле британцы: модели вроде MG B, Lotus Elan или Triumph TR стали в своем роде культовыми. Со временем их сняли с производства, но три десятилетия назад они получили духовного преемника из Японии – Mazda MX-5.
Идея создания недорогой двухместной спортивной модели родилась еще в 1976 году во время дружеской беседы главы правления Mazda Motors Кеничи Ямамото и молодого американского автожурналиста Боба Холла. Они обговорили закат класса компактных кабриолетов и Холл предложил создать подобную Mazda при условии, что она будет недорогой.
Ямамото понравилась пропозиция, но на тот момент ее было сложно воплотить в жизнь из-за экономического кризиса. Впрочем, он не забыл о ней и пять лет спустя таки решил начать разработку кабриолета. Боба Холла назначили одним из руководителей проекта, ведь американский рынок считался приоритетным для будущей новинки. И даже дизайн разрабатывали в новой студии в Калифорнии.
Кеничи Ямамото поставил разработчикам несколько условий: сделать машину как можно компактнее и легче, но при этом она должна соответствовать стандартам безопасности и вмещать двоих взрослых. Упор делался на управляемости, а потому обязательными должны были стать дифференциал повышенного трения, дисковые тормоза и независимая подвеска всех колес.
Работы над автомобилем заняли шесть лет, причем конструкторы рассматривали различные варианты компоновки и типу кузова. Поначалу даже хотели выпустить среднемоторное купе, но в конце концов выбрали кабриолет с классическим передним продольным расположением двигателя и, естественно, задним приводом. В качестве эталона для подражания выбрали культовый британский Lotus Elan. Поэтому дизайн получился обтекаемым, с плавными обводами кузова, выдвижными фарами и утопленными дверными ручками. В целях снижения веса капот изготовили из алюминиевых сплавов. Масса автомобиля длиной 4 м составила всего 940 кг.
В 1988 году увидел мир концепт-кар, а 10 февраля 1989 года на Чикагском автосалоне дебютировал серийный Mazda MX-5 (в некоторых странах его продавали под названием Miata). Интересно, что изначально планировали наряду с кабриолетом представить и купе, но затем от этой идеи отказались – предложили за доплату съемную жесткую крышу.
Элегантный автомобиль сразу привлек внимание публики, а активные водители оценили его отточенную управляемость. Поначалу под капотом установили 1,6-литровую бензиновую «четверку» мощностью 115 л. с. С 5-ступенчатой механической коробкой переключения передач разгон до 100 км/ч занимал 8,8 с, а максимальная скорость составила 188 км/ч. Стандартное оснащение включало гидроусилитель руля и кондиционер, а среди опций были автоматическая трансмиссия, подушки безопасности и антиблокировочная система ABS.
Важным преимуществом Mazda MX-5 была и его низкая цена – 13 800 долларов. Поэтому всего за четыре месяца удалось продать свыше 23 тыс. кабриолетов, а за 1990 год – 95 тыс. Вскоре линейку пополнила версия с 1,8-литровым 131-сильным двигателем, способная развить 200 км/ч. Со временем появились спортивные облегченные модификации. Например, чтобы отметить триумф Mazda в Ле-Мане, создали вариант с 1,6-литровым 150-сильным турбомотором.
Mazda MX-5 первого поколения выпускали на протяжении десятилетия и за это время с конвейера сошло свыше 400 тыс. машин – отличный результат для спортивной модели. В 1998 году увидел мир полностью новый MX-5. Он стал шире и немного тяжелее (сказались новые требования по безопасности), ушли в прошлое выдвижные фары. Двигатели остались прежними, но мощность 1,8-литровой «четверки» выросла до 140 л. с. Впервые предложили 6-ступенчатую механическую коробку переключения передач. Кроме того, была доступна лимитированная модификация Mazdaspeed со 180-сильным турбомотором. Она разгонялась до 100 км/ч за 6,2 с и достигала 203 км/ч. Хотя MX-5 и подорожал, до 2005 года все равно удалось собрать почти 300 тыс. кабриолетов.
Третье поколение модели стало несколько крупнее, хотя при этом не прибавило в весе. Дизайн сделали солиднее, а наряду с обычным кабриолетом впервые предложили версию Roadster-Coupe со складывающейся металлической крышей. Мощность 1,8-литрового мотора уменьшили до 126 л. с., но зато появился 2,0-литровый 160-сильный двигатель. Такой MX-5 достигал 100 км/ч за 7,1 с, а его максимальная скорость – 210 км/ч. Перечень опций расширили ксеноновые фары, климат-контроль и подогрев сидений. Кроме того, появилось больше возможностей персонализировать машину. В 2008 году автомобиль обновили: увеличили решетку радиатора и установили новые раскосые фары.
К 25-летию модели в 2014 году выпустили четвертое поколение Mazda MX-5. Кабриолет стал выразительнее на вид и легче – всего 1050 кг в базовой версии. На выбор предлагают двигатели объемом 1,5 л (131 л. с.) и 2,0 л (184 л. с.), а на смену купе-кабриолету пришла тарга RF. А в апреле 2016 года с конвейера сошел миллионный Mazda MX-5 – это фантастический результат для спортивной модели. Интересно, что примерно 100 тыс. кабриолетов приобрели британцы, знающие толк в подобных автомобилях.
За 30 лет Mazda MX-5 стал кинозвездой и даже послужил прообразом героинь мультфильма «Тачки». Появились гоночные серии, где все пилоты соревнуются на МХ-5. Так что кабриолету таки удалось стать культовым.