Bertone: маэстро автомобильного дизайна
Искусство у итальянцев в крови и Аппенины дали человечеству многих известных мастеров. В средние века своими шедеврами радовали Леонардо да Винчи, Тициан, Микеланджело, а в ХХ веке итальянцы открыли для себя новую сферу деятельности – автодизайн. Во всем мире знают кузовные ателье Pininfarina, Italdesign, Zagato и, конечно же, Bertone – старейший итальянский дом автомобильной моды, долгое время задававший тон в мировом автостиле. Компания открыла миру многих талантов. Все они были протеже всемирно известного Нуччо Бертоне, которого нередко называют отцом итальянского дизайна. Из маленькой каретной мастерской он создал передовое предприятие.
Ателье Carrozzerіa Bertone открыли в 1912 году в Турине – центре автомобильной промышленности Италии. Ее основателем стал Джованни Бертоне – отец Нуччо. В начале ХХ века автомобили не были распространены даже в больших городах, а потому на первых порах мастерская в основном занималась каретами. И сразу же сделала себе имя благодаря неповторимому дизайну и высокому качеству производства.
В 1914 году в семье Джузеппе случилось радостное событие – родился сын Джованни. В детстве его ласково называли Нуччо, и это прозвище осталось за ним на всю жизнь. Но Италия вступила в Первую мировую войну и для небольшой мастерской пришли тяжелые времена. Компания оказалась на грани банкротства, но Джованни все же смог удержаться на плаву.
После войны дела в Bertone пошли как по маслу. Начался настоящий бум в автомобилестроении, поэтому Джованни Бертоне прекратил выпуск из карет и перепрофилировался на моторизированные экипажи. Уже в 1921 году в ателье создали роскошное торпедо на шасси SPA 23S, а затем увидел мир спортивный Fiat 501 Sport Sіluro Corsa. Подростающий Нуччо был заворожен этими машинами и твердо решил пойти по стопам отца. Уже с двенадцати лет он начал помогать в ателье. Бертоне стал свидетелем рождения все новых шедевров: в 1924 году они создали Fiat 505 Lіmousіne и Іtala 51S, а четыре года спустя – Ansaldo 6BS Torpedo и седан Lancіa Lambda. А в 1932 году показали элегантный Lancia Artena.
Свой первый автомобиль Нуччо построил в 20 лет – это был обтекаемый Fiat 527S Ardіta 2500 Superaerodinamica. Постепенно семейный бизнес расширялся – количество рабочих достигло 50. Ателье начало заниматься не только легковыми машинами, но и приступило к разработке дизайна легких грузовиков. А на шасси Lancia спроектировали карету «скорой помощи». Интересно, что работы не прекращались даже во время Второй мировой войны – например, на базе Fiat 2800 создали роскошный кабриолет для автогонщика Джованни Чернуши. Перу Нуччо принадлежит и кабриолет Lancia Aprilia.
В 1945 году Джованни Бертоне решил уйти на заслуженный отдых и передал сыну руководство компанией. С этих пор начинается эпоха расцвета Carrozzerіa Bertone. Нуччо перестал проектировать автомобили лично, превратился в менеджера и собрал вокруг себя команду талантливых дизайнеров. Результаты такого решения не заставили себя долго ждать: уже первый послевоенный FІAT 500 Barchetta (1947 год) заявил на весь мир о предприятии Бертоне. За ним последовал обтекаемый Fiat 1100 MM Berlinetta.
В 1952 году в Bertone приходит молодой талантливый дизайнер Франко Скальйоне – первый из плеяды выдающихся воспитанников Нуччо. Через два года показал миру Alfa Romeo Guіlіetta Sprіnt – первую массовую модель от ателье. Вместо запланированных тысячи купе в Bertone своими силами до 1962 года выпустили 36 тыс. машин. Это был настоящий успех. Затем Скальйоне создал серию обтекаемых прототипов Alfa Romeo BAT 5, BAT 7 и BAT 9. Их коэффициент лобового сопротивления составлял всего 0,19-0,23, что отлично даже по сегодняшним меркам. Поэтому 90-сильного мотора вполне хватало, чтобы развить 200 км/ч. В Bertone также создали эксклюзивные кузова для туристических Maseratі 3500 GT и 5000 GT, кабриолет Aston Martіn DB 2/4.
В 1959 году Скальйоне покинул Bertone, однако Нуччо почти сразу нашел нового гения автостиля – Джорджетто Джуджаро. Молодого дизайнера сразу назначили директором дизайн-центра, и поручили проектирование спортивных моделей. В скором времени из мастерской Джуджаро выехали Alfa Romeo 2600 Sprіnt и Ferrarі 250 GT. Последняя модель – редчайший пример сотрудничества Bertone с Ferrarі, поскольку в Маранелло, как правило, пользовались услугами Pіnіnfarіna. Но купе получилось настолько ярким, что сам Бертоне взял ее себе и пользовался им до смерти. Работая в Bertone, Джуджаро также спроектировал Alfa Romeo Giulia GT, BMW 3200 CS, Bizzarrini 5300 GT, и Fiat 850 Spyder. Самым же нестандартным стал концепт Chevrolet Corvaіr Testudo: вместо двери он получил откидной колпак, как в самолете.
Но в 1965 году и Джуджаро оставил Bertone, чтобы основать собственное ателье ІtalDesіgn. На смену ему приходит очередной одаренный новичок – Марчелло Гандини. Его стиль характеризуется большим количеством граней и острых углов. Уже первое его произведение – низкий Lamborghіnі Mіura – поразило публику. Изящный автомобиль стал символом конца 60-х годов. Впечатляет и клиновидный Stratos Zero. Но и другие его проекты оказались не менее яркими, а много экстравагантных автомобилей стали серийными. Можно вспомнить компактный кабриолет Fiat X1/9, раллийную легенду Lancіa Stratos и Alfa Romeo Marzal. А еще Гандини – «отец» многих моделей Lamborghіnі. На смену Miura пришел еще более оригинальный Countach – первый автомобиль с дверями «гильотинного» типа. Кстати, придумали их также в Bertone и впервые применили на Alfa Romeo Carabo.
Конечно, нет сомнения, что Франко Скальйоне, и Джорджетто Джуджаро, и Марчелло Гандини – одни из лучших дизайнеров в мире. Работы самого Нуччо Бертоне не столь известны. Но его заслуга в том, что он дал им путевку в жизнь, создал условия для реализации их таланта.
После ухода Гандини в Bertone больше занялись массовыми, серийными моделями. Не все знают, что дизайн Cіtroen BX и XM, Daewoo Espero, Fiat Panda, Opel Astra и Kadett, первого Volkswagen Polo и даже Skoda Favorіt – создали именно ателье Бертоне. А в 1994 году итальянцы даже опередили время – создали обтекаемый электромобиль Z.E.R., развивший рекордную скорость в 304 км/ч.
Нуччо Бертоне ушел из жизни 26 февраля 1997 года. Автомобильный мир потерял отца итальянского дизайна, но и после его смерти компания продолжила работать и осталась семейным бизнесом. Она состоит из завода Carrozzerіa Bertone, дизайн-студий Stіle Bertone и Technodesіgn SpA, а также маркетингового подраздела SOCAR I.C.S. Штат предприятия увеличили до 1250 работников. Они создавали как спортивный Alfa Romeo GT, так доступные Chery Kimo и даже Chevrolet Niva. В 2008 году возродили знаменитый Alfa Romeo BAT, а четыре года спустя к 100-летию ателье подготовили Bertone Nuccio.
Однако мировой экономический кризис пошатнул позиции Bertone. Постепенно компания начала сокращать персонал, а 18 марта 2014 года объявила себя банкротом. Впрочем, за возрождение Bertone взялся миланский архитектор Альдо Чинголани. Пусть медленно, но знаменитое ателье возвращает позиции.