Citroen Traction Avant: ставка на передний привод
С момента своего появления все автомобили были заднеприводными, но с в первой половины ХХ века многие производители начали экспериментировать с компоновкой новых моделей. Довольно привлекательно выглядел передний привод, улучшающий управляемость и позволяющий сделать салон просторнее. Эксперименты с ним проводили американская марка Cord, британский Alvis, немецкий DKW. Но первыми добились успеха Citroen с моделью Traction Avant.
Разработка Citroen Traction Avant стартовала в начале 30-х годов. На то время Андре Ситроен превратил свою компанию в одного из самых передовых европейских автопроизводителей. В модельном ряду присутствовали как доступные массовые модели, так и автомобили представительского класса. Реклама Citroen подсвечивала Эйфелеву башню, ее рисовали в небе самолеты. Ситроен решил привлечь публику новыми технологиями и поручил конструктору Андре Лефевру создание нового флагмана.
Премьера модели состоялась в конце 1933 года. Ее название Traction Avant раскрывало главную особенность автомобиля, ведь в переводе с французского оно означает «передний привод». Двигатель расположили в базе за передней осью, а трансмиссию – перед ним. Еще одним новшеством стал несущий кузов. Отсутствие рамы и карданного вала позволило дизайнеру Фламинио Бертони сделать Citroen очень низким и обтекаемым, не жертвуя при этом внутренним пространством. Но главное преимущество несущей конструкции – большую жесткость – продемонстрировали в рекламном ролике. Traction Avant бросили в овраг с 8-метровой высоты: в полете он перевернулся с крыши на колеса и удачно приземлился, не получив серьезных повреждений, а двери при этом легко открывались.
Citroen подготовили широкую палитру Traction Avant. Первым в производство поступил седан 7CV. Он достигал 4450 мм в длину при колесной базе в 2910 мм и весил всего 1025 кг. Поэтому скромной 1,3-литровой 35-сильной «четверки» хватало, чтобы разгоняться до 100 км/ч. Средний расход топлива составил 10 л/100 км – неплохой результат по тем временам. Со временем для 7CV были предложены моторы объемом 1,5 л и 1,6 л. Экономичность и вместительность седана пришлась по душе французским службам такси. Да и стоил автомобиль не слишком много – 26 800 франков, то есть 670 долларов (13 тыс. долларов по современному курсу).
В конце 1934 года появился вариант 11CV с удлиненной (3090 мм) колесной базой и 1,9-литровым двигателем мощностью 56 л. с. Такой Traction Avant разгонялся до 117 км/ч, а передний привод и независимая торсионная подвеска передних колес делали его интересным в управлении. Да и «аппетит» был небольшой – 11,2 л/100 км в смешанном цикле. Эта модель очень заинтересовала полицию.
Андре Ситроен даже инициировал разработку роскошного варианта Traction Avant 22 CV с 3,8-литровым V8 и автоматической трансмиссией (одной из первых в мире). Версию планировали вывести на американский рынок, где уже тогда ценили мощные автомобили с «восьмерками» под капотом. Однако, в итоге было собрано лишь 20 прототипов. Отказаться от такой модификации заставили финансовые проблемы. Дело в том, что разработка инновационного Traction Avant оказалась необычайно затратной и поставила Citroen на грань банкротства. Компанию выкупили давние партнеры – шинный концерн Michelin. Андре Ситроен очень тяжело переживал все эти события и 3 июля 1935 года талантливого конструктора не стало.
Новые владельцы все же решили создать представительскую версию Traction Avant и подготовили ее в 1938 году. Но оснастили ее 2,8-литровой рядной «шестеркой» мощностью 76 л. с. и обычной 3-ступенчатой механической коробкой переключения передач. Такой седан развивал 135 км/ч и разгонялся до 100 км/ч за 19,3 с. Чтобы сделать автомобиль просторнее, длину увеличили до 4850 мм.
Вскоре мелкими сериями начали выпускать элегантные купе и кабриолеты. Кроме того, появился семиместный универсал Commerciale с пятой дверью, состоящей из двух секций. Интересно, что выпускали и Traction Avant, способные работать на газе, полученном после сгорания угля или дров. Сборка Citroen была налажена в Бельгии, Великобритании и Дании.
После оккупации Франции в 1940 году все заводы Citroen остановились. Впрочем, Traction Avant прославился и в военное время. Он стал излюбленным транспортным средством партизан из французского Сопротивления. Они очень ценили скоростные 2,8-литровые седаны с хорошей управляемостью, на которых можно было легко скрыться от преследователей.
Выпуск Citroen возобновили уже в конце 1945 года. На конвейер вернулись только самые мощные Traction Avant с моторами объемом 1,9 и 2,8 л. Также появился седан Familiale с тремя рядами кресел. А в 1954 году для автомобиля предложили гидропневматическую подвеску задних колес с изменяемым дорожным просветом.
Citroen Traction Avant собирали вплоть до 1957 года, причем на протяжении последних двух лет его производили параллельно с преемником Citroen DS. Мало того, даже выпустили эксклюзивный кабриолет для Шарля де Голля с современным дизайном в духе 50-х.
Всего заводские цеха покинуло свыше 760 тыс. автомобилей. То есть, Traction Avant стал первой массовой моделью с передним приводом. Сейчас этот Citroen ценят коллекционеры, причем нередко организовывают автопробеги и различные фестивали. Ведь многие Traction Avant до сих пор в строю, несмотря на преклонный возраст.