Alfa Romeo: герои гоночных трасс
Марка Alfa Romeo существует с 1910 года, но по-настоящему она заявила о себе в межвоенные десятилетия. Именно тогда появилось целое «семейство» скоростных спортивных моделей, порадовавших как гоночными победами, так и утонченным стилем.
Автором технической составляющей гоночных успехов Alfa Romeo стал гениальный конструктор Витторио Яно. В 1923 году молодого гения удалось переманить из Fiat, и он сразу взялся за разработку новой гоночной модели Р2. Ее создали в рекордно короткий строк – всего за 5 месяцев. Для своего времени болид оказался действительно передовым: его 2,0-литровая рядная «восьмерка» имела два распредвала в головке блока цилиндров и была оснащена механическим нагнетателем. Мощность достигла 155 л. с., что позволяло легкому (615 кг) автомобилю развивать 225 км/ч.
В первой же своей гонке в Кремоне (Италия) Alfa Romeo Р2 показал свое преимущество и Антонио Аскари легко одержал победу. Затем последовали первые места на Гран-при Франции, Италии, Бельгии и титул первого чемпиона Европы в 1925 году для Alfa Romeo. Однако, этот триумф омрачила трагическая гибель Аскари.
Alfa Romeo Р2 выигрывал гонки вплоть до 1930 года, хотя у соперников на то время уже были более новые болиды. Однако Витторио Яно уже разрабатывал новое поколение моделей, приспособленных как для гонок, так и для повседневного использования. Первенцем стал Alfa Romeo 6C 1500 с рядной 1,5-литровой «шестеркой», развивавшей 44-60 л. с. в атмосферном варианте и 76 л. с. – с механическим нагнетателем. Затем последовал и более мощный 85-сильный 6С 1750, способный развить 170 км/ч. Покупатели оценили модель, и за 8 лет выпустили свыше 5600 недешевых автомобилей. Зачастую клиент приобретал лишь шасси с двигателем (его цена составляла около 2500 долларов – как пять массовых Ford T), а затем заказывал себе эксклюзивный кузов, стоивший не менее 1000 долларов. Наибольшей популярностью пользовались кабриолеты от кузовных ателье Zagato и Touring.
Автомобили зарекомендовали себя и в спорте. Джузеппе Кампари за рулем 6С 1500 дважды (в 1928 и 1929 годах) выиграл престижную 1600-километровую гонку Mille Miglia, а третью победу подряд принес в 1930 году Тацио Нуволари.
Alfa Romeo собрала лучших пилотов и специалистов своего времени, а с 1929 года команду возглавил легендарный Энцо Феррари. Вскоре для него подготовили новые болиды 8С 2300. Их название указывало на новый 8-цилиндровый компрессорный мотор объемом 2,3 л, развивавший до 180 л. с. и позволявший достичь 225 км/ч. С 1931 по 1934 год 8С 2300 и его усовершенствованный 215-сильный вариант Р3 по четыре раза выигрывали 24-часовую гонку в Ле-Мане и сложный Гран-при Targa Florio, а также записали на свой счет еще три победы в Mille Miglia. Пилоты Alfa Romeo дважды становились чемпионами Европы по кольцевым автогонкам – Фердинандо Минола в 1931 году и Тацио Нуволари – в 1932-ом.
Мало кто знает, что итальянские болиды два раза триумфовали и на украинской земле. В 1932 году Рудольф Каррачиола, а в 1933 году – Эжен Бьёрнстад за рулем Alfa Romeo 8С 2300 побеждали в Гран-при Львова. Трассу проложили по брусчатке центральных улиц города – так же, как и в знаменитом Монте-Карло.
С 1932 года Alfa Romeo официально покинула автогонки, но продолжала негласно поддерживать Энцо Феррари и его команду. Победы сделали Alfa Romeo 8С 2300 довольно популярным у богатых европейцев. Наряду с гоночными вариантами неплохо продавались и дорожные 145-сильные модификации.
Однако в середине 30-х годов у Alfa Romeo появился серьезный соперник в кольцевых гонках – немецкие команды Mercedes-Benz и Auto Union. При государственной поддержке они создали сверхмощные 350-400-сильные болиды. У Энцо Феррари бюджет был ограничен, и он смог им противопоставить лишь серьезно доработанный 8С 2300, названный Р3. Его 3,2-литровый мотор развивал только 255 л. с. Тем не менее, в 1935 году Тацио Нуволари совершил настоящий подвиг, выиграв за рулем Р3 Гран-при Германии на сложном автодроме Нюрбургринг.
Пытаясь составить достойную конкуренцию немецким командам, Энцо Феррари своими силами создал уникальный болид Alfa Romeo Bimotore. Его оснастили сразу двумя 3,2-литровыми двигателями (второй разместили за задним сиденьем). Общая мощность достигла 540 л. с., а максимальная скорость превысила 320 км/ч. Луи Широн на нем смог финишировать вторым уже в первой гонке, но Bimotore продемонстрировал огромный расход топлива, а шины не выдерживали нагрузки и очень быстро стирались.
На конец 1935 года подготовили новый Alfa Romeo 8C 35 с 3,8-литровым 330-сильным мотором, а к следующему сезону представили модель 12С 36 с 430-сильным V12, но и они уступали 100-150 л. с. немецким моделям. Энцо Феррари не смог добиться у Alfa Romeo надлежащей поддержки и вместе с Витторио Яно покинул команду.
Гораздо лучше обстояли дела с серийными моделями. В середине 30-х годов линейка Alfa Romeo была полностью обновлена. Сначала показали новый 6С 2300 с 2,3-литровой «шестеркой» мощностью 76-95 л. с. А за ним последовал и флагманский 8С 2900. Выпустили лишь 30 этих уникальных купе и кабриолетов, ставших самыми быстрым дорожными автомобилями своего времени. Восьмицилиндровый 2,9-литровый мотор с компрессором развивал 220 л. с. и позволял развить 220 км/ч. С такими характеристиками можно было и в соревнованиях принимать участь, что пилоты Alfa Romeo и делали: в 1936-1938 годах 8С 2900 принес еще три победы в Mille Miglia.
В 1938 году руководство Alfa Romeo приняло решение перейти в кольцевые гонки классом ниже – Формулу с 1,5-литровыми двигателями. И для этого создали Alfa Romeo Tipo 158 Alfetta. Болид оказался весьма успешным и одержал шесть побед в Гран-при на протяжени двух лет.
С 1940 года началась разработка полностью нового Alfa Romeo 512. Конструкторы применили передовую среднемоторную компоновку, а уникальный 1,5-литровый 12-цилиндровый двигатель дополнили двумя компрессорами, что подняло мощность до 335 л. с. Но война помешала дальнейшему развитию модели.
В послевоенное время в Alfa Romeo продолжили развитие моделей, созданных еще при участии Витторио Яно. Так, усовершенствованный 6С 2500 выпускали вплоть до 1952 года и он одержал еще одну победу в Targa Florio. А в новом чемпионате мира Формула-1 не было равных доработанному болиду Alfa Romeo Tipo 158 Alfetta и его наследнику Tipo 159. Двигатель серьезно усовершенствовали (в частности, подняли мощность с 200 до 350 л. с.), поэтому в 1950-1951 годах автомобиль выиграл 18 гонок и принес чемпионские титулы Джузеппе Фарина и Хуану-Мануэлю Фанхио. После этого Alfa Romeo покинула соревнования, ну а Витторио Яно продолжил карьеру уже в новой итальянской компании – Ferrari.