Shelby: самые выдающиеся Ford Mustang
Ford Mustang – самый популярный спортивный автомобиль всех времен и народов. За 55 лет выпущено свыше 8,5 миллиона купе и кабриолетов. Ключ к ошеломительному успеху – в разнообразии Mustang: он мог быть бюджетным молодежным автомобилем или богато оснащенным скоростным спорткупе. Вершиной же линейки Mustang были и остаются сверхмощные заряженные версии от Кэрролла Шелби.
Шелби был военным летчиком и успешным гонщиком, а в 1959 году даже выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане. Но из-за проблем со здоровьем он вынужден был покинуть автоспорт и взялся создавать собственные автомобили. Его первенец, знаменитый Shelby Cobra, обозначил начало сотрудничества с Ford, затем последовала и работа над победоносным Ford GT40. Конструктор сразу увидел потенциал в новом Mustang и взялся доработать модель.
Основой послужила версия с кузовом купе-фастбэк. Первым делом в Shelby усовершенствовали 4,7-литровый V8: за счет новых распредвала и выхлопной системы мощность увеличили с 271 до 306 л. с. Были доработаны 4-ступенчатая механическая трансмиссия, рулевое управление и подвеска, установили и передние дисковые тормоза. В целях экономии веса из салона убрали задние сиденья, а капот выполнили из стеклопластика – это снизило массу до 1270 кг. Также внутри заменили рулевое колесо и приборную панель. Новый Shelby GT350 разгонялся до 100 км/ч за 6,5 с и развивал 217 км/ч. За 1965 год собрали 562 автомобиля, из них 30 – гоночные версии GT350 R с 350-сильными двигателями.
Shelby GT350 получился несколько дороже обычного Ford Mustang (4600 долларов против 2500-3500), но в Ford придумали, как сделать его доступным. В 1966 году тысячу купе передали компании Hertz, занимавшейся прокатом машин. Таким образом, каждый желающий мог прокатиться на GT350. Бывали случаи, когда гонщики-любители брали Shelby напрокат, участвовали на нем в соревнованиях и отдавали назад с наклейками на капоте и гоночными номерами на дверях. К тому времени модель сделали более «цивильной»: установили задние сиденья, а за доплату предложили кондиционер и автоматическую трансмиссию.
Ford Mustang Shelby привлек внимание активных водителей – всего за 1966 год выпустили 2378 машин. Да и в гонках он отлично себя показал: дважды (в 1966 и 1967 годах) выиграл американский кузовной чемпионат Trans Am.
В 1967 году Shelby GT350 появился старший брат – GT500. Он, получил огромный 7,0-литровый 355-сильный двигатель. Конечно, автомобиль был быстрым (6,2 с до 100 км/ч и максимальные 214 км/ч), но при этом комфортабельным. Базовое оснащение включало радио, усилители руля и тормозов. К купе присоединился кабриолет. Преобразился и дизайн автомобилей: GT350 и GT500 можно было узнать по воздухозаборникам на капоте, заостренному заднему спойлеру и фонарям на всю ширину кузова. А на решетке радиатора появился логотип в виде кобры. Интересно, что автомобили стали дешевле: GT350 стоил 4000 долларов, а GT500 – 4200. Поэтому не удивительно, что первых произвели 1175, а вторых – 2500 единиц. А несколько особых Shelby GT500 Super Snake оснастили гоночными версиями 7,0-литрового V8 мощностью около 500 л. с., и они могли достичь 270 км/ч!
Флагманская версия Shelby GT500 1968 года получила приставку KR (King of Road – «король дороги»). Хотя на бумаге его мощность стала меньше (335 л. с.), но на самом деле его 7,0-литровая «восьмерка» 428 Cobra Jet развивала 410 л. с. Просто, таким образом, решили бороться со страховыми компаниями, которые начали привязывать стоимость полиса к количеству лошадиных сил. Автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 6 с и преодолевал 400 м с места за 14 с. Выпустили около полутора тысяч Shelby GT500 KR. Остался в предложении и обычный GT500, а GT350 получил 5,0-литровый 250-сильный мотор, поскольку в Ford прекратили производство 4,7-литрового V8. Всего за год было изготовлено почти 5000 Shelby Mustang всех версий.
В 1969 году модификации от Shelby претерпели обновление, как и вся линейка Ford Mustang. Они стали несколько крупнее (4,8 м в длину), изменились дизайн передней части и оформление салона. GT350 оснастили новым 5,8-литровым 290-сильным V8, с которым разгон до 100 км/ч занимал 6,3 с. А GT500 предлагали только с двигателем 428 Cobra Jet. Спрос на модель упал и всего удалось собрать примерно 3800 машин. Поэтому дальнейшее развитие линейки решили прекратить. Всего за пять лет изготовили почти 14 тыс. скоростных Mustang от Shelby.
Впрочем, Кэрролл Шелби еще некоторое время занимался доработкой Mustang. Так, непроданные GT350 и GT500 были предложены и в 1970 году, а год спустя специально для европейского рынка было выпущено 14 Shelby Europa с 5,8-литровыми двигателями мощностью 320 л. с.
Ford Mustang в исполнении Shelby стали настоящим эксклюзивом, за которым устроили охоту коллекционеры. Сейчас их стоимость редко опускается ниже 100 тыс. долларов. Популярностью пользуются и доработанные в наше время Shelby GT500 Eleanor, ведь одно из таких купе стало героем знаменитого кинофильма «Угнать за 60 секунд».
Неудивительно, что в начале нового тысячелетия Кэрролл Шелби вернулся к сотрудничеству с Ford. Тем более, что к этому времени как раз появился новый Mustang с классическим дизайном в стиле 60-х годов. Сначала в 2006 году были представлены Shelby GT и GT-H с 4,6-литровым 320-сильным V8. А несколько месяцев спустя к ним присоединился и возрожденный GT500. Поначалу его 5,4-литровый компрессорный двигатель развивал 500 л. с., но специалисты Shelby постоянно модернизировали его и постепенно довели мощность до внушительных 660 л. с. Автомобиль способен разогнаться до 100 км/ч за 3,7 с и развить 325 км/ч, то есть это самый быстрый Mustang за всю историю. А по индивидуальным заказам изготовляют невероятный GT500 Super Snake, выдающий 850-1000 л. с.
Кэрролл Шелби ушел из жизни в 2012 году, но его дело продолжает жить. В 2015 году вернулся Shelby GT350: его оснастили 5,2-литровым V8 на 525 л. с. А недавно к нему присоединился и новый Shelby GT500 с 760-сильной компрессорной версией этого двигателя. До 100 км/ч он стартует всего за 3,5 с и это достойный представитель «семейства» Shelby.