Кэрролл Шелби – легендарный техасец
Кэролл Шелби – один из самых знаменитых американских гонщиков, однако больше он прославился как конструктор автомобилей. За свою долгую карьеру он создал немало ярких и мощных спортивных и гоночных моделей, ставших по-настоящему культовыми.
Кэролл Шелби родился в Техасе в 1923 году. С детства у него были проблемы с сердцем, но ему удалось их побороть и даже поступить в 1940 году в авиашколу. По ее окончанию Шелби остался в армии и стал летным инструктором, но параллельно начал заниматься любительскими автогонками. Молодой Кэролл показывал довольно неплохие результаты и вскоре стал профессиональным пилотом. В 50-х годах он добыл несколько громких побед за рулем Ferrari и Maserati, участвовал в Гран-при Формулы-1, а вершиной его карьеры стала победа в 24-часовой гонке в Ле-Мане, одержанная в 1959 году на Aston Martin DBR1.
Однако после триумфа Шелби пришлось покинуть автогонки в виду вновь начавшихся проблем со здоровьем. Мир автоспорта не отпускал Кэролла и он решил начать конструировать скоростные автомобили. Еще будучи пилотом Aston Martin, Шелби жил в Великобритании и пользовался небольшим кабриолетом AC Ace. Ему понравилось хорошо настроенное шасси, позволявшее быстро проходить повороты, но 2,6-литровый двигатель показался недостаточно мощным.
Шелби решил оснастить Асе американским V8 и начать продажи такой модели в США. Поначалу он обратился к руководству Chevrolet, но ему отказали – побоялись, что новинка станет конкурентом Corvette. Тогда Шелби встретился с руководством концерна Ford Motor и ему не просто предоставили двигатель и 4-ступенчатую механическую трансмиссию, а оказали солидную финансовую поддержку.
Первый прототип был готов в январе 1962 года. Элегантный кабриолет решили назвать АС Shelby Cobra. Легкий (916 кг) автомобиль с 4,2-литровой 260-сильной «восьмеркой» без проблем развивал скорость свыше 200 км/ч. Независимая подвеска всех колес и дисковые тормоза (впервые в США) обеспечивали отличную управляемость. Очень скоро было налажено производство: шасси и кузова привозили из Великобритании в США и там на них устанавливали двигатель и трансмиссию Ford. За год собрали 123 Cobra первой серии, а затем автомобиль модернизировали. Он получил новый V8 от Ford – 4,7-литровый 271-сильный. С ним разгон до 100 км/ч занимал 5,5 с, а максимальная скорость составила 222 км/ч. Гоночный же вариант развивал 335 л. с.
АС Shelby Cobra сразу стал популярным среди гонщиков, ведь он был быстрым как на прямых, так и в виражах. Автомобили не знали равных в соревнованиях: они выигрывали не только у главных конкурентов Corvette, но и нередко побеждали Ferrari. Уже в 1963 году команде Shelby покорился чемпионат США.
Работа над Cobra постоянно продолжалась. В Ford решили бросить вызов Ferrari на наивысшем уровне – чемпионате мира в классе GT. Для этого создали шесть обтекаемых купе Shelby Cobra Daytona с 385-сильными моторами, способных развить 320 км/ч. Они одержали победы в основных соревнованиях 1965 года – в Себринге, Дайтоне, Реймсе и Нюрбургринге. Этого хватило для чемпионского титула.
В конце 1965 года на смену Cobra на гоночные трассы вышел среднемоторный Ford GT40. Он не сразу стал успешным и тогда за помощью обратились к Шелби. После доработки болид стал быстрее своих соперников. В 24-часовой гонке в Ле-Мане ему не было равных: GT40 выигрывал ее 1966, 1967, 1968 и 1969 годах.
Но частные гонщики по-прежнему использовали Cobra. Партнерство с Ford на этом не окончилось. Наоборот, серийный кабриолет серьезно доработали. Новый Shelby Cobra 427 оснастили огромным 7,0-литровым V8 мощностью 425 л. с. Динамика модели неплохая даже по современным меркам – 4,2 с до 100 км/ч и максимальные 265 км/ч. В таком виде автомобиль выпускали до 1967 года, а для гонок создали 485-сильный вариант.
Параллельно Кэролл Шелби взялся за доработку Ford Mustang. В то время Америка наблюдала ошеломительный успех этой модели, и конструктор взялся доработать его – создал Shelby GT350. Купе облегчили до 1270 кг, а мощность 4,7-литрового V8 подняли до 306 л. с. Подвеску, тормоза и рулевое управление усовершенствовали. С 4-ступенчатой «механикой» автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 6,5 с и развивал 217 км/ч.
За первый год собрали 562 автомобиля. Shelby GT350 был ощутимо дороже обычного Mustang, но в Ford придумали, как сделать его доступным. В 1966 году тысячу купе передали компании Hertz, занимавшейся прокатом машин. Таким образом, каждый желающий мог прокатиться на GT350. Бывали случаи, когда гонщики-любители брали Shelby напрокат, участвовали на нем в соревнованиях и отдавали назад с наклейками на капоте и гоночными номерами на дверях. Впрочем, профессионалам предложили 350-сильный Shelby GT350 R. Благодаря ему, команда Ford дважды (в 1966 и 1967 годах) выиграла американский кузовной чемпионат Trans Am.
В 1967 году Shelby GT350 появился старший брат – GT500. Он, как и Cobra был оснащен 7,0-литровым двигателем, но меньшей мощности – 355 л. с. Конечно, автомобиль был быстрым (6,2 с до 100 км/ч и максимальные 214 км/ч), но при этом комфортабельным. Базовое оснащение включало усилители руля и тормозов, радио, а за доплату предлагали кондиционер и автоматическую трансмиссию. Появился и кабриолет.
Но самым ярким стал Shelby GT500 1968 года, получивший приставку KR (King of Road – «король дороги»). Пусть на бумаге его мощность стала меньше – 335 л. с., - но на самом деле мотор развивал 410 л. с. Просто, таким образом, решили бороться со страховыми компаниями, которые начали привязывать стоимость полиса к мощности. Выпустили около полутора тысяч Shelby GT500 KR.
Последние Shelby GT350 и GT500 собрали в 1969 году. Вслед за донором Mustang они стали немного больше и тяжелее. GT350 оснастили новым 5,8-литровым 290-сильным V8, с которым разгон до 100 км/ч занимал 6,3 с. Всего за пять лет изготовили почти 14 тыс. скоростных Mustang от Shelby.
В 70-х годах Кэролл Шелби ненадолго отошел от дел, тем более, что время было неподходящее для спортивных моделей. Топливный кризис и экологические нормы заставили существенно снизить мощность американских двигателей. Но затем наступило возрождение. С 1982 года возобновили выпуск Shelby Cobra, а затем конструктор начал сотрудничество с Dodge. На протяжении нескольких лет он создавал спортивные версии доступных Dodge Charger, Daytona Lancer, и Shadow.
Кроме того, Шелби со своей командой принял активное участие в разработке знаменитого Dodge Viper первого поколения. Для этой модели он усовершенствовал 8,0-литровый V10 и поднял его мощность до 420-450 л. с.
А в 1998 году появился кабриолет Shelby Series 1. Автомобиль выполнили в стилистике Cobra, но сделали более комфортабельным и роскошным – с кожаным салоном, климат-контролем и мощной аудиосистемой. Под капот установили 4,0-литровый 324-сильный V8 Oldsmobile.
Тем не менее, в начале нового тысячелетия Шелби вернулся к сотрудничеству с Ford. С его помощью в 2007 году возродили Shelby GT500. Поначалу мощность его 5,4-литрового компрессорного V8 составляла 500 л. с., но постепенно ее наращивали и сейчас она достигла уже 760 л. с. Возродили и Shelby GT350.
Кэрролл Шелби ушел из жизни в 2012 году, однако дело конструктора живет и поныне. Его компания продолжает создавать все новые эксклюзивные версии Mustang, мощность некоторых из них превышает 1000 л. с. Да и Shelby Cobra до сих пор выпускают мелкими сериями. А классические модели от Шелби сейчас очень ценятся коллекционерами и взлетели в цене.