Pagani Zonda: нестареющий спортсмен
В мире немало примеров, когда одна и та же модель выпускалась десятилетиями без смены поколений. Как правило, это бюджетные автомобили вроде Volkswagen Beetle, Mini, Citroen 2CV или различных моделей ВАЗ. Однако очень редко долгожителями являются мощные спортивные купе и кабриолеты. Впрочем, есть и исключение из этого правила: сверхскоростной Pagani Zonda в производстве уже 20 лет и до сих пор находит покупателей.
Zonda – детище конструктора и предпринимателя Горацио Пагани. Он родился в 1955 году в Аргентине, куда его родители эмигрировали из Италии. Как и многие итальянцы, Горацио с детства увлекся автомобилями и гонками, а его кумиром был легендарный аргентинский асс, пятикратный чемпион мира в Формуле-1 Хуан-Мануэль Фанхио.
В юном возрасте Пагани открыл автомастерскую в родном городке Касильда. Талантливого парня заприметило местное представительство Renault и наняло его в спортивное подразделение готовить гоночные автомобили. В 1975 году он создал свой первый болид Формулы-3.
Во время одной из поездок на родину, в Италию, Горацио посчастливилось посетить завод Lamborghini и пообщаться с главным техническим директором компании Джулио Альфьери. Эта встреча стала для Пагани знаковой – в возрасте 27 лет он переехал в Италию и устроился разнорабочим на Lamborghini.
Талант Горацио заприметили и его карьерный рост стал действительно головокружительным. Очень скоро он стал главным инженером Lamborghini и занялся доработкой легендарного купе Countach. Пагани стал одним из пионеров внедрения в аэрокосмических композитных материалов и, в первую очередь, карбона. Он даже рекомендовал руководству Lamborghini приобрести предприятие по выпуску карбоновых деталей, но те отказались.
И тогда Горацио Пагани решил сам заняться перспективным направлением. В 1991 году он покинул Lamborghini и основал компанию Modena Design, специализировавшуюся именно на деталях из углеволокна. Его клиентами стали Mercedes-Benz, Ferrari и несколько команд Формулы-1.
Однако мечтой инженера было создание собственного спортивного авто. Параллельно с Modena Design он основал фирму Pagani Automobili и начал работу над спорткупе. Ему удалось познакомиться со своим кумиром Хуаном-Мануэлем Фанхио, тот высоко оценил проект и даже далее полезные советы.
Свои самые яркие победы Фанхио добыл за рулем Mercedes-Benz и долгое время работал дилером этой марки в Аргентине. Гонщик настоял, что сердце у автомобиля должно быть именно немецким и помог договориться с Mercedes о поставке двигателей. Горацио Пагани хотел назвать свое творение Fangio F1, но смерть легендарного пилота в 1995 году заставила его изменить имя на Zonda – в честь сильного теплого ветра, который дует с моря в Аргентине.
Первый Pagani Zonda C12 представили на Женевском автосалоне 1999 года. Яркое броское спорткупе сразу же привлекло всеобщее внимание, пусть и представила его малоизвестная фирма. Автомобиль был похож на приготовившегося к прыжку зверя, а его четыре выхлопных трубы напоминали сопла ракеты. Не менее ярко выглядел и салон с элементами ретро-стиля. В отделке сочетались классический полированный алюминий и современный карбон. Багажники разместили в боковинах авто.
Из углеволокна выполнили и монокок, и кузовные детали, и автомобиль получился легким – 1250 кг. Поэтому 6,0-литрового 408-сильного V12 от Mercedes-Benz S600 и 5-ступенчатой механической КПП хватало, чтобы развивать 300 км/ч. Впрочем, на рубеже тысячелетий эти показатели уже никого не впечатляли. Понимал это и сам Пагани, а потому всего собрали лишь пять 400-сильных Zonda – три серийных купе за 320 тыс. долларов и два прототипа.
У Горацио уже был туз в рукаве – 7,0-литровый 550-сильный V12 от Mercedes-AMG. С ним и новой 6-ступенчатой «механикой» Zonda S развивала 335 км/ч и разгонялась до 100 км/ч за 3,7 с. Таких авто собрали уже 15. В 2002 году Zonda C12 S получил усовершенствованный 7,3-литровый двигатель на 555 л. с., а также ABS и антипробуксовочную систему. Эта версия стала популярнее: выпустили 17 купе и 40 кабриолетов Zonda S Roadster.
В 2005 году модель прошла первое серьезное обновление. У купе и кабриолета Pagani Zonda F (F – от Fangio) двигатель развивал уже 600 л. с. в обычной версии и 650 л. с. – в заряженном варианте Clubsport. Более мощная модификация достигала 100 км/ч за 3,4 с, а ее максимальная скорость составила 350 км/ч. Произвели по 25 купе и кабриолетов стоимостью от 500 тыс. долларов.
Как ни странно, столь быстрый спортивный автомобиль практически не участвовал в гонках. Лишь раз Zonda выставили на 24-часовую гонку в Ле-Мане 2003 года, но до финиша экипаж не доехал. Зато в четыре года спустя выпустили 15 трековых Pagani Zonda R с 6,0-литровым 730-сильным V12 от знаменитого гоночного Mercedes-Benz CLK-GTR. Результат – 3 с до 100 км/ч и максимальные 375 км/ч. К тому же, серьезно поработали над аэродинамикой – появились обвес и антикрыло. На знаменитом автодроме Нюрбургринг Zonda R установила рекорд круга – 6 минут 47 секунд.
Pagani Zonda Cinque 2009 года изначально проектировали как финальную версию модели к ее десятилетию. Подготовили по 5 купе и кабриолетов с увеличенной до 678 л. с. мощностью и 6-ступенчатой роботизированной трансмсиссией. Кроме того, у Zonda R позаимствовали ряд аэродинамических элементов. Однако богатые клиенты не продолжали заказывать автомобили и модель решили не отправлять на пенсию.
Эксклюзивные версии по индивидуальному заказу в Pagani начали делать еще с 2004 года, когда одному американскому клиенту подготовили 600-сильное купе Monza. Но в последние десять лет выпускают именно такие Zonda и спрос на них остается.
Сначала в 2010 на базе Zonda Cinque подготовили вариант Tricolore со вставками в цветах итальянского флага. Затем начали выпускать более совершенные Zonda 760: как следует из названия, мощность V12 выросла до 760 л. с. Разгон до 100 км/ч занимает около 3 с, а максимальная скорость превышает 355 км/ч. Zonda 760 можно выбрать с 6-ступенчатой механической или 7-ступечнатой роботизированной трансмиссией. Узнать автомобили можно по увеличенному антикрылу с характерным килем. Уже выпущено свыше двух десятков Zonda 760, причем среди них нет двух одинаковых машин. Одно купе заказал себе шестикратный чемпион Формулы-1 Льюис Хэмилтон.
Самым же экстремальным вариантом стал 800-сильный Zonda Revolucion – дальнейшее развитие R-версии. Таких трековых купе собрали пять и каждое оценили в 2,2 млн. евро. Однако всех превзошел кабриолет Pagani Zonda HP Barchetta, который оценили в невероятные 15 миллионов евро! Его двигатель также развивает 800 л. с., а в салоне и в ходовой использованы детали от преемника Pagani Huayra.
Хотя производство Huayra уже давно идет полным ходом, Pagani Zonda продолжают собирать под заказа. Спрос на модель стабильный, тем более, что всего за два десятилетия выпущено не более 140-150 этих невероятных купе и кабриолетов.