Очаровательная прогулка улицами Амстердама

Первое, что по прибытии в Амстердам сразу же бросится в глаза - это обилие велосипедов, которые станут неотъемлемым спутником любого пейзажа
Первое, что по прибытии в Амстердам сразу же бросится в глаза - это обилие велосипедов, которые станут неотъемлемым спутником любого пейзажа
Первое, что по прибытии в Амстердам сразу же бросится в глаза - это обилие велосипедов, которые станут неотъемлемым спутником любого пейзажа
Велосипеды проходят основательную модернизацию, чтобы их можно было использовать во всех случаях жизни
Велосипеды проходят основательную модернизацию, чтобы их можно было использовать во всех случаях жизни
Каналы - такая же визитная карточка города, как и велосипеды. Куда бы вы ни пошли, они постоянно будут попадаться на пути
Каналы - такая же визитная карточка города, как и велосипеды. Куда бы вы ни пошли, они постоянно будут попадаться на пути
Площадь Дам в центре города, главным сооружением которой является королевский дворец (на фото - слева)
Площадь Дам в центре города, главным сооружением которой является королевский дворец (на фото - слева)
Улочки по своей привлекательности и загадочности ничуть не уступают городским водным артериям. Однако часто они выложены брусчаткой и плиткой, поэтому прогулки по городу без надлежащей обуви могут порядком утомлять
Улочки по своей привлекательности и загадочности ничуть не уступают городским водным артериям. Однако часто они выложены брусчаткой и плиткой, поэтому прогулки по городу без надлежащей обуви могут порядком утомлять
С давних времен повелось, что дома наклонены к середине улицы, чтобы затаскивать крупногабаритные грузы на верхние этажи не цепляя стенки домов. Крюки, кстати, до сих пор имеются на каждом старом доме
С давних времен повелось, что дома наклонены к середине улицы, чтобы затаскивать крупногабаритные грузы на верхние этажи не цепляя стенки домов. Крюки, кстати, до сих пор имеются на каждом старом доме
Ночная жизнь бурлит до пяти утра, после чего уставшие амстердамцы и гости столицы в прямом смысле слова расползаются по своим домам, оставляя после себя горы мусора
Ночная жизнь бурлит до пяти утра, после чего уставшие амстердамцы и гости столицы в прямом смысле слова расползаются по своим домам, оставляя после себя горы мусора
В Амстердаме расположено множество музеев и прочих достопримечательностей, например, Научный музей, построенный в форме корабля
В Амстердаме расположено множество музеев и прочих достопримечательностей, например, Научный музей, построенный в форме корабля
Даже одного дня, проведенного на улицах Амстердама достаточно, чтобы хотя бы чуть-чуть изменить взгляд на наш мир. Жители этой страны создали такой неповторимый мир, который позволяет им чувствовать себя счастливыми, а сцены, увиденные на улицах этого оча
Даже одного дня, проведенного на улицах Амстердама достаточно, чтобы хотя бы чуть-чуть изменить взгляд на наш мир. Жители этой страны создали такой неповторимый мир, который позволяет им чувствовать себя счастливыми, а сцены, увиденные на улицах этого оча

Что такое Амстердам в частности и Голландия в целом? Это, прежде всего, дух свободы, который стал неотъемлемой составляющей здесь жизни, и терпимость жителей страны ко всему. Это тюльпаны и велосипеды, своей распространенностью создавшие уникальную организацию дорожного движения. Это пиво и неповторимая архитектура, вызывающая весь спектр эмоций – от крайне негативных до абсолютной влюбленности. Это официальное разрешение на курение марихуаны в специально отведенных местах и знаменитый на весь мир "квартал красных фонарей". А еще это просто прекрасная и немного неожиданная страна, которая отвоевала у моря немало своей современной территории, и такие же неожиданные  люди…

Обычно на туристов город начинает производить впечатление немного по-другому – как правило сразу же восхищаются архитектурой, замками и дворцами, зеленью или ее отсутствием. Но только не в отношении Амстердама. Столица Голландии встречает новоприбывших в первую очередь обилием велосипедов. Действительно, подобную картину вряд ли еще где-то удастся увидеть. Велосипеды – это то, что можно будет наблюдать все время своего пребывания не только в столице, но и во всей стране. Их так много, что кажется, будто в Голландии автомобили по своей значимости отошли на второй план. Может быть, это и не совсем так, но сами голландцы утверждают, что, окажись автомобилист и велосипедист в конфликтной ситуации, по умолчанию будет прав последний. Поэтому даже если велосипедист будет нарушать правила поведения на дороге, окружающие его водители предпочтут остановиться для того, чтобы избежать возможных инцидентов.

На велосипедах, которые являются продолжением тел жителей, ездят все: мамы, отвозящие своих детишек в детский сад, профессор университета, спешащий прочитать студентам лекцию, бабушка, выехавшая с утра пораньше совершить утреннюю прогулку по парку, влюбленные, успевающие целоваться на ходу… Наверное, не стоит и упоминать о депутатах – при парламенте есть даже собственное техническое управление, занимающееся обслуживанием парламентских велосипедов. Вообще, признаком хорошего тона считается ездить на "допотопных" черных массивных, часто заржавевших велосипедах. Объединяет их бесчисленное множество приспособлений, которые устанавливаются на раму – кажется, что велосипед можно использовать во всех случаях жизни.
Еще местное население шутит, что каждый велосипед за свою жизнь меняет хозяев пять раз. Помножив это число на общее количество этого двухколесного средства передвижения – около 15 миллионов, или по одному экземпляру на каждого жителя – получаем количество краж велосипедов. Оно огромно – воруют постоянно. Потому-то и ездят на старых велосипедах – новый покупать нет никакого смысла. Доходит до смешного: оставив велосипед на улице и зайдя в магазин, после совершения покупок хозяин может и не увидеть своего транспортного средства. Тогда он просто берет первый попавшийся велосипед и едет себе дальше. И никакие страховочные ремни, которые призваны приковывать велосипед, не помогают. А когда эти двухколесные машины в прямом смысле этого слова начинают разваливаться, их попросту сбрасывают в многочисленные амстердамские каналы…

Каналы – такая же визитная карточка города, как и велосипеды. Куда бы вы ни пошли, они постоянно будут попадаться на пути. Причем это не просто закованные в бетон городские сточные "речки-вонючки", это полноценные артерии, дополняющие инфраструктуру города. По ним плавают, на них пришвартованы понтоны, которые оборудуются для организации кафе или же для проживания. Амстердам концентрическими полукольцами окаймляют три главных канала. Они же в свою очередь разрезаются сотней других каналов и рекой Амстел, которая дала название городу и знаменитой пивоваренной марке Amstel. Сами каналы выглядят какими-то игрушечными, "картинности" придают и миниатюрные плотины, и "мультяшные" полукруглые мостики. А об относительной чистоте воды говорят многочисленные утки-лебеди, которые здесь вроде наших котов-собак, – они настолько привыкли к ухаживаниям людей, что только и ждут, как очередной местный или турист бросит им что-нибудь вкусненькое. Поэтому прогулка вдоль каналов обязательно доставит вам неописуемое удовольствие.
Однако не каналами едиными привлекателен Амстердам. Улочки по своей привлекательности и загадочности ничуть не уступают городским водным артериям. Они способны самым непостижимым образом выводить в самые неожиданные места, выполняя роль своеобразных пространственных порталов. Вот вы идете в шумном велосипедно-человеческом потоке, а уже через пару минут, свернув в совершенно безжизненный переулок, оказываетесь в абсолютно новом месте, никак не похожим на то, где только что шли. Это удивительно, и за таким "брожением" можно проводить много часов, постепенно ощущая душу Амстердама.

Следует учитывать одну особенность: подавляющее большинство улиц выложено брусчаткой и плиткой, которая часто трескается и превращается в осколки. Поэтому прогулки по городу без надлежащей обуви могут порядком утомлять. Гуляя по узким улицам, первое время долго привыкаешь к чуть наклоненным к середине улицы домам. Самое интересное, что это действительно не обман зрения. Просто строили их несколько сотен лет назад, когда в городе практически не  было улиц – одни каналы. Все товары перевозились на лодках, и чтобы затащить в апартаменты крупногабаритные грузы – мебель, например, – их поднимали на веревках, закрепленных на крыше на крюках. И вот такая "наклоненность" позволяла поднимать груз на самый верхний этаж, не цепляя стенки домов. Крюки, кстати, до сих пор имеются на каждом старом доме.
Практически весь город состоит из архитектурных сооружений двухсот-, трехсотлетней давности. Новые кварталы можно встретить только на окраинах. Их проектировка и строительство отдано на откуп всевозможным художникам и архитекторам, которые вовсю воплощают в новостройках свои фантазии. Центральные улицы всегда шумны и многолюдны, но толпу составляют в основном туристы, которых там неприлично много в любое время суток. А вот чтобы ощутить истинный дух города и образ жизни местных жителей, стоит отойти от центра немного в сторону, где уже никто не будет мешать любоваться городом.
Невозможно не упомянуть и о некоторых мерах предосторожности, которых следует придерживаться гуляющим. Первое – это, конечно же, велосипеды. Как уже было отмечено, велосипедисты – главные хозяева города. Потому на тротуаре следует постоянно находиться "в боевой готовности". То есть, следить за велосипедами. О том, что под страхом смерти ни в коем случае нельзя идти по выделенной велосипедной дорожке, думается, и говорить не нужно. Но даже если вы идете по пешеходной части, нужно быть начеку. Часто амстердамцы, особенно по вечерам, разъезжают подшофе, а потому не очень могут "держать полосу". Существует даже статистика, что за год несколько сотен туристов обязательно будет сброшено в каналы вследствие столкновений велосипедистов с зазевавшимися путешественниками.

Ну а кроме этого, следует также опасаться амстердамского "гоп-стопа". По уверениям местных жителей, уличные ограбления – не редкость для столицы. Виной тому множество асоциальных элементов, состоящих из легальных, а часто нелегальных эмигрантов из Африки и Латинской Америки. Автору этих строк несколько раз довелось быть свидетелем подобных ограблений и самому попасть в эту неприятную ситуацию. Поэтому не стоит появляться в подозрительных местах и доверять интуиции. А если уж и решили, то стоит быть предельно внимательным…

…например, при посещении всемирно известного "квартала красных фонарей", кишащего карманниками и торговцами тяжелыми наркотиками, поджидающими увлеченных и забывших обо всем на свете туристов. Квартал расположен невдалеке от железнодорожного вокзала и очерчен красной линией на любой карте Амстердама. Он представляет собой несколько улиц старого города с проходящим сквозь него каналом. Днем это обыкновенные узкие улочки, над которыми нависают старинные дома, на первых этажах которых расположились кафе и магазинчики.  А ближе к вечеру квартал начинают заполнять многочисленные туристы, специально съезжающиеся со всей Европы, чтобы поглазеть на девиц легкого поведения, ожидающих своих клиентов, восседая за стеклянными витринами первых этажей, подсвеченных красным цветом.
Когда прогулка с экстримом и щекотанием нервов окружающей обстановкой надоест, нужно обязательно пойти посмотреть, так сказать, "штатные" городские достопримечательности, без которых Амстердам не был бы тем самым Амстердамом. Первым таким местом является площадь Дам в центре города, главным сооружением которой является королевский дворец. "Дам" – это "дамба" на русском языке, которая перекрыла в этом месте реку Амстел. Кстати, это слово  присутствует в подавляющем большинстве городских топонимов, так же как и, собственно, в самом названии города. Здесь всегда полно народу, шумно и весело. А в последнее время здесь начали устанавливать аттракционы. И теперь в этом месте еще больше радостных криков и возгласов от катания на "американских горках", колесе обозрения, центрифуги и прочих каруселей.

Любители прекрасного также не останутся недовольными. В Амстердаме расположено множество музеев и прочих достопримечательностей. Уже в районе, так и называющемся, – площадь Музеев, – можно посетить сразу и Музей Ван Гога, и коллекцию как старых голландских мастеров, так и современного искусства. Также есть немало и неординарных выставочных комплексов. Например, Музей  Секса, где собрана огромная коллекция эротических картин, фотографий и скульп-тур различных эпох со всего мира. Или Музей пива для всех любителей этого пенного напитка. Или даже Музей марихуаны и гашиша – представляете, есть и такой! Особого внимания заслуживает и Научный музей, построенный в форме корабля. Кстати, там представлена действительно потрясающая экспозиция, которая сможет увлечь даже самого далекого от науки и техники человека.

Будучи в Амстердаме нужно обязательно съездить к Северному морю, которое расположено в каких-то 50 км от столицы, для чего можно воспользоваться обыкновенной электричкой. Завораживающие рукотворные ландшафты и пейзажи, ветряные мельницы, откачивающие воду, и флегматично раскачивающиеся на волнах яхты никого не оставят равнодушными. Ведь Голландия славится тем, что с помощью грандиозной  системы дамб смогла отвоевать и облагородить чуть ли не треть своей современной территории, и теперь вся северная часть страны на несколько метров лежит ниже уровня моря.
Ближе к вечеру свои двери распахивают бесчисленное множество клубов, дискотек и прочих увеселительных заведений. Особенное их средоточие наблюдается на площади Рембрандта. Перечислять и описывать их нет никакого смысла, потому что каждый сможет найти для себя подходящее место – и любитель прогрессивной клубной музыки, и почитатель "живых" концертов. Ночная жизнь бурлит до пяти утра, после чего уставшие амстердамцы и гости столицы в прямом смысле слова расползаются по своим домам, оставляя после себя горы мусора. К слову, говоря о разного рода заведениях, нельзя не упомянуть и такую визитную карточку города, ради которой сюда съезжается масса туристов, как кофе-шопы. В этих типично амстердамских заведениях легализованно продается марихуана.

Кстати, в этой связи интересно упомянуть о том, что в стране действует любопытный закон. В Голландии запрещено распитие алкогольных напитков на улице, но при этом разрешено употребление легких наркотиков. Поэтому не стоит, как заведено у нас в стране, открывать бутылочку превосходного голландского пива, не успев выйти из магазина – полиция, которой здесь немало, появиться моментально и, в лучшем случае, попросит выбросить бутылку. Как объяснили сами правоохранители, законодатели решили, что от употребления спиртного гораздо больше проблем и агрессии, чем от курения, потому и приняли такой закон. Кстати, и обычный табак также запрещено курить в общественных местах…

Это – Голландия…Вот такая эта страна и ее столица. Даже одного дня, проведенного на улицах Амстердама достаточно, чтобы если не кардинально, то хотя бы чуть-чуть изменить взгляд на наш мир. Вначале многого не понимаешь и относишься к некоторым вещам с раздражением, но потом осознаешь, что жители этой страны создали такой неповторимый мир, который позволяет им чувствовать себя счастливыми. Сцены, увиденные на улицах этого очаровательного города, еще долго будут всплывать в памяти, заставляя пересказывать их друзьям и знакомым. Вот встретились два парня, которые не пожимают руки, а сливаются в любовном поцелуе – и никому до них нет дела. Вот девушка на велосипеде сбивает зазевавшегося парня, зашедшего на велосипедную дорожку. Но вместо криков и  ругани уже через несколько секунд они пожимают руки и договариваются о свидании. А вот и многоярусная велосипедная парковка, куда заезжает неопределенного пола и возраста велосипедист с зелено-оранжевой копной волос, облаченный в розовые с синими сердечками трусы в сочетании с красно-зелеными гольфами и иссиня-черным плащом. Это – Амстердам…