Кузов автомобиля (Часть 2)

Универсал (wagon) Audi S6 Avant – 2-объемный грузопассажирский кузов с двумя или четырьмя боковыми дверьми и одной в задней стенке кузова, и двумя или тремя рядами сидений.
Универсал (wagon) Audi S6 Avant – 2-объемный грузопассажирский кузов с двумя или четырьмя боковыми дверьми и одной в задней стенке кузова, и двумя или тремя рядами сидений.
Универсал (wagon) Audi S6 Avant – 2-объемный грузопассажирский кузов с двумя или четырьмя боковыми дверьми и одной в задней стенке кузова, и двумя или тремя рядами сидений.
Skoda Octavia имеет популярный последнее время тип кузова - лифтбэк (liftback), багажная дверь которого поднимается вместе с задним стеклом
Skoda Octavia имеет популярный последнее время тип кузова - лифтбэк (liftback), багажная дверь которого поднимается вместе с задним стеклом
Пикап (Pickup) Dacia Logan – грузопассажирский кузов с закрытой водительской и открытой для груза кабиной
Пикап (Pickup) Dacia Logan – грузопассажирский кузов с закрытой водительской и открытой для груза кабиной
Купе (coupe) Honda Civic – 3-объемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверьми и двумя рядами сидений.
Купе (coupe) Honda Civic – 3-объемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверьми и двумя рядами сидений.
Родстер (roadster) Maxda MX5 – пассажирский кузов со складывающимся верхом, двумя боковыми дверьми и одним или двумя рядами сидений (2+2). Верх может быть жестким.
Родстер (roadster) Maxda MX5 – пассажирский кузов со складывающимся верхом, двумя боковыми дверьми и одним или двумя рядами сидений (2+2). Верх может быть жестким.
Saab 9-3 кабриолет (cabriolet) - пассажирский кузов со складывающимся верхом и опускаемыми боковыми стеклами. Такой тип кузова может иметь две боковых двери и два ряда сидений. Возможны варианты и со съемным жестким верхом (кабриолет-хардтоп).
Saab 9-3 кабриолет (cabriolet) - пассажирский кузов со складывающимся верхом и опускаемыми боковыми стеклами. Такой тип кузова может иметь две боковых двери и два ряда сидений. Возможны варианты и со съемным жестким верхом (кабриолет-хардтоп).
Maybach Landaulet с кузовом ландо (Landaulette), где пассажирский кузов имеет съемную часть над задним рядом сидений
Maybach Landaulet с кузовом ландо (Landaulette), где пассажирский кузов имеет съемную часть над задним рядом сидений

С годами производители начинают размышлять и о долговечности кузова, главным врагом которой является коррозия. В 1976 в Porsche впервые предлагают для продления срока службы кузова метод гальванизации. Как показала практика, такой способ защиты металла от ржавчины способен увеличить длительность его жизни в несколько раз. 

В последнее время усовершенствование кузова происходит с уменьшением массы и одновременным увеличением прочностных характеристик. Все чаще и чаще в автомобилестроении алюминий и композиционный материал на основе углеродного волокна и синтетической смолы заменяет сталь. Карбон, как его еще часто называют углепластик, легче, и при этом прочнее стали, однако из-за своей дороговизны массово пока не применяется.

В зависимости от назначения автомобиля, кузов может иметь различную силовую схему и тип корпуса. Одним из основных прочностных требований является обеспечение жесткости на кручение. В зависимости от применения автомобиля он может иметь три различные силовые схемы: ненесущая (рамная), полунесущая и несущая. В первом случае рама играет основную роль: на нее крепится двигатель, элементы подвески и сам кузов (кабина), который предназначен для перевозки людей и грузов. Рама также воспринимает массовые нагрузки от прикрепленных к ней узлов и агрегатов, а также нагрузки, возникающие при движении. Кузов крепится к раме через резиновые подушки и прокладки. Такая схема, в основном, встречается на грузовых и вседорожных автомобилях.

Подобная конструкция является наилучшей с точки зрения обеспечения жесткости. В свое время использование рамной конструкции имело и другой плюс. Это позволяло изменять внешний вид автомобилей, в то время как шасси (часть транспортного средства включающая трансмиссию, ходовую часть и системы управления) могли оставаться без изменений. До 70-х годов в Соединенных Штатах Америки многие производители ежегодно модернизировали лишь съемную часть своих автомобилей – кабину. Однако рамная конструкция имеет и минусы –  большой вес и высокий центр тяжести.

Кузова автомобилей, у которых отсутствует рама, а функции основного силового элемента выполняют они сами, относятся к типу несущих. Такая конструкция позволяет значительно уменьшить общий вес автомобиля, снижает высоту центра масс, более технологична, а значит и дешевле в производстве. Но обладает меньшей жесткостью, и такой кузов труднее изолировать от посторонних шумов.

Есть и полунесущая силовая схема. В данном случае кузов жестко закреплен с рамой, и все нагрузки воспринимает вместе с ней. Естественно, применяется в тех случаях, когда приходится искать компромисс между рамным и безрамным типом кузова.
Кузовы также классифицируют учитывая их форму, тип крыши и количество мест. В зависимости от вышеперечисленных параметров, они имеют различное назначение и, соответственно, название.

Самый распространенный – закрытый кузов. К нему относятся: седан, хетчбэк, лифтбэк, мини-вэн, фастбэк, универсал, купе, хардтоп и лимузин. К открытым кузовам относятся: кабриолет, родстер и фаэтон. А такие типы кузова как брогам, ландо, пикап и тарга называют комбинированными.

Форма автомобилей и спектр используемых  материалов меняются у нас на глазах. И каким будет облик автомобильного транспорта в будущем – покажет время. А время нынешнее таково, что все чаще внимание производителя и покупателя концентрируется на том, что спрятано под капотом. Да, конечно, речь идет о двигателе. Поэтому, в следующем выпуске "АвтоТема" читайте об истории, разновидностях автомобильных двигателей и основных тенденциях в современном двигателестроении.

5 Комментариев

poma
05-01-2011 20:02:55

Добавлю ещё -кузов автомобиля самая дорогостоящая деталь поэтому как только приобрёл авто сразу в обработку антикорозийную с обязательной полуразборкой салона снятие сидений и особенно полной очистке и качественной обработке днища.Вследствии применения зимних реагентов -5 лет и кузов начинатет ржаветь и если ты за хорошую анти корозийку отдаш 300УЁ то за местовую сварку по частям и в 1000 можешь попасть и не надо варить кузов

freedom
05-01-2011 20:21:22

Рома это ты про автоТаз написал? Ты не вкурсе что нормальные авто с завода идут обработаные? да еще, не поверишь, оцинкованые, во чудо да?

krig
05-01-2011 20:58:09

poma написал все правильно. Для наших и погодных и дорожных условий в антикоррозийной обработке нуждается даже новый импортный автомобиль

poma1
06-01-2011 17:55:24

freedom я тебе пишу не про автотаз я тебе пищшу о том чем поливают и посыпают дороги.Ни в одной стране мира не посыпают сольюА ты дорогуша возьми горсть соли да подсыпь себекуда нибудь в полостной карман районе запаски и посмотришь куда твой цинк денется -дырку гарантирую через сезон.Это только раз А то что твой унитаз как бы не был обработан и зацинкован не устоит против Артёмовской соли -это два И последнее если ты найдеёim в авто сборки стран СНГ оцинковку то тебе будет ПРИЗПочитай на сайте posovesti.com/ua чем обрабатывают наши умельцы против соли и на сколько хватает-максимум на 3 года а потом опять

Роман
03-05-2011 11:21:01

Сразу видно, что poma1 ни разу не был за границей. Так вот. poma1, был я год назад в Норвегии (самая развитая европейская страна, ну в смысле крупнейший ВВП на душу населения) и что ты думаешь? Дороги посыпают той же солью... Так что прежде чем говорить что-либо, ты бы хотя бы почитал чем и где дороги посыпают зимой.