Fiat Fiorino Qubo, Kia Venga и Skoda Roomster: компактные, но вместительные

Во многих странах в последние годы увеличился спрос на компактные минивэны. Оно и не удивительно: с одной стороны, они по размерам не больше хетчбэков В-класса, а с другой – обладают просторным трансформируемым салоном и вместительным багажником. В нашей стране они еще не настолько популярны – здесь большую роль играет ценовой фактор. Как правило, украинские покупатели обращают внимание на более доступные модели: в этом сегменте к таковым можно отнести Fiorino Qubo, Venga и Roomster.
   
Fiat Fiorino Qubo – плод сотрудничества итальянской марки с концерном PSA Peugeot Citroen (у него есть собратья Citroen Nemo Peugeot и Bipper). Автомобиль отличается выраженным двухобъемным дизайном с изогнутыми передними и практически вертикальными задними стойками крыши. Оригинально смотрятся обрезанные задние окошки. Капот у минивэна довольно высокий, а в массивном переднем бампере размещен широкий воздухозаборник. Преимущество Qubo перед соперниками – сдвижные задние двери, облегчающие посадку и высадку в тесных местах. На пятой двери заметен оригинальный круг, в который вписан логотип Fiat. Фонари размещены по краям кузова.
   
Дизайн Kia Venga – более динамичный. Минивэн привлекает внимание однообъемным клиновидным силуэтом с приподнятой задней частью. Принадлежность к линейке Kia выдает визитная карточка марки – обрамленная хромом радиаторная решетка. Огромные фары растянуты вплоть до передних стоек крыши, а воздухозаборник в бампере напоминает улыбку. Колесные арки слегка расширены, что прибавляет автомобилю мускулов. Передние стойки крыши отличаются большим углом наклона. Заднюю часть подчеркивают высоко посаженные фонари и панорамное стекло, а на верхней кромке пятой двери расположился спойлер.
   
Skoda Roomster выглядит весьма необычно, он кажется созданным из двух разных автомобилей. От «носа» и вплоть до передних дверей он очень похож на Fabia, с которым, собственно, и делит платформу. Поэтому здесь можно заметить знакомую широкую фальшрадиаторную решетку Skoda с «зубьями» и крупные миндалевидные фары. Однако дизайн задней части – кардинально другой, что даже обозначено характерным изломом оконной линии. Площадь остекления здесь несколько больше, а ручки дверей спрятаны в оконных рамках. Толстые задние стойки крыши подчеркнуты узкими фонарями, а заднее стекло – вертикальное.
   
Roomster немного больше своих соперников – достигает 4205 мм в длину при колесной базе в 2617 мм. Venga компактнее – 4068 и 2615 мм, соответственно. Длина Qubo составляет 3959 мм, а расстояние между осями – 2513 мм. Интересно, что Skoda при этом и несколько легче конкурентов: он весит 1155 кг, тогда как Fiat – 1240 кг, а Kia – 1270 кг.
   
Салон Fiorino Qubo выглядит довольно лаконично, а материалы отделки несколько хуже, чем у двух других минивэнов. Трехспицевое рулевое колесо позаимствовано у хетчбэка Grande Punto, оно, кстати, мультифункциональное. Показания приборов хорошо считываются благодаря крупным шкалам, а их подсветка – ярко-оранжевая. Переключатели на центральной панели крупные и понятные, к ним не придется долго привыкать. Блок аудиосистемы расположен весьма высоко, а управлять климатической установкой можно с помощью трех простых переключателей. Удобно под рукой размещен рычаг трансмиссии. Рулевая колонка регулируется только по высоте. Передние сиденья размещены выше, чем у соперников, что обеспечивает хорошую обзорность во всех направлениях. Следует отметить, что коленям переднего пассажира немного мешает выступающий перчаточный ящик, но зато он вместительный и в нем есть USB-выход.
   
Внутри Venga преобладает динамичный стиль, черты которого знакомы по другим моделям Kia. Черный пластик дополнен серебристыми вставками. Можно заметить фирменное трехспицевое мультифункциональное рулевое колесо и визитную карточку марки – «трехцилиндровую» комбинацию приборов. Циферблаты находятся в трех отдельных колодцах и имеют красную подсветку. Но шрифт шкал слишком мелкий. Экран бортового компьютера вынесен на верх выпуклой центральной панели. Клавиш аудиосистемы достаточно много, а круглый блок климат-контроля смотрится очень необычно. Рулевая колонка оснащена регулировками в двух плоскостях, а у водительского кресла можно изменить высоту. Сиденья установлены низко. Они комфортабельные и хорошо удерживают спину.
   
У Roomster в салоне преобладает солидный, сдержанный стиль, многие детали которого известны по Fabia. Это и рулевое колесо, и передняя панель. Пластик в отделке разбавлен хромированными вставками, в частности, серебристые ободки у приборов. Шкалы выполнены в классическом стиле. Внутри спидометра размещен указатель остатка топлива в баке, а в тахометре – датчик температуры двигателя. В отличие от двух других минивэнов, Skoda оснащен бортовым компьютером. Переключатели на центральной панели рационально упорядочены и четко разделены друг от друга. Roomster оснащен двумя «бардачками», один из которых охлаждаемый. А под сиденьем переднего пассажира – выдвижной ящик. Передние сиденья в меру упругие, а их спинки обладают неплохой боковой поддержкой. У рулевой колонки изменяются высота и глубина, можно отрегулировать высоту и у водительского кресла. При парковке нужно учитывать, что толстые задние стойки ограничивают обзорность.
   
Конечно, минивэн по определению должен быть просторным внутри. На втором ряду всех трех автомобилей места довольно много, хотя рослые пассажиры Venga ощутят недостаток места над головой. В Roomster и Qubo сзади без труда поместятся люди ростом 185 см. У Kia и Skoda  кресла оснащены горизонтальной регулировкой –  регулируется и угол наклона их спинок. Кроме того, в чешском и итальянском автомобилях они могут быть полностью извлечены. В пятиместной конфигурации самый вместительный багажник  у «чеха» – 450 л против 440 л у «корейца» и 330 л у «итальянца». Со сложенными задними сиденьями получается 1780, 1253 и 2500 л, соответственно.
   
Для сравнения выбраны версии автомобилей приблизительно одинаковой стоимости – Fiat Qubo 1,4 Active, Kia Venga 1,4 base и Skoda Roomster 1,4 Elegance. Все они укомплектованы центральным замком, электростеклоподъемниками, антиблокировочной системой тормозов ABS, магнитолой с CD-плеером, фронтальными подушками безопасности. Если у Qubo и Venga установлены кондиционеры, то у Roomster – климат-контроль. Skoda также получил обогрев и электропривод зеркал заднего вида, систему стабилизации ESP и легкосплавные 15-дюймовые диски. У Fiat также предусмотрены боковые подушки безопасности.
   
Все три автомобиля оснащены бензиновыми 1,4-литровыми четырехцилиндровыми двигателями и механическими коробками переключениями передач. Мотор Fiat развивает 73 л. с. при 5200 об/мин, чего не всегда хватает, когда минивэн основательно загружен. Поэтому резвым его не назовешь – 16,2 с до 100 км/ч и максимальные 155 км/ч. Максимальный крутящий момент также скромный – 118 Н·м, но зато он достигается при низких 2600 об/мин. «Четверка» легко  раскручивается до 6000 об/мин, но на высоких оборотах она чересчур громкая. Расход топлива достигает 8,8 л/100 км в городском цикле и 5,9 л/100 км – в загородном. В Украине минивэн также можно оснастить 1,3-литровым 75-сильным турбодизелем.
   
Мотор Venga заметно мощнее – он развивает 90 л. с. при 6000 об/мин, что сразу ощутимо. У него бодрый характер, но для достижения лучших характеристик его нужно раскручивать. Пик крутящего момента в 137 Н·м достигается при высоких 4000 об/мин. Kia демонстрирует лучшую в этой тройке динамику – 12,6 с до 100 км/ч и максимальные 167 км/ч. Большую часть времени двигатель работает тихо, лишь на высоких оборотах он становится громче. Корейский минивэн оснащен технологией глушения мотора при остановках (Stop/Start), поэтому он наиболее экономичный – 7,5 л/100 км в городе и 5,5 л/100 км – на шоссе. Также в нашей стране Venga доступен с 1,6-литровым 125-сильным бензиновым мотором либо 1,4-литровым турбодизелем мощностью 89 л. с.
   
Под капотом Roomster – двигатель, развивающий 85 л. с. при 5000 об/мин. Он предлагает неплохую тягу в среднем диапазоне оборотов, ведь максимальные 126 Н·м крутящего момента доступны при 3300 об/мин. «Четверка», как правило, работает весьма тихо и плавно. Однако передаточные числа в трансмиссии подобраны таким образом, что на пятой передаче скорость 130 км/ч достигается при высоких 4000 об/мин. Поэтому на шоссе мотор становится шумным. Разгон до 100 км/ч занимает 13 с, а максимальная скорость – 171 км/ч. В городе расход топлива составляет 8,9 л/100км, а на трассе – 5,6 л/100 км. Roomster также можно укомплектовать двигателями объемом 1,2 л (64 л. с.) и 1,6 л (105 л. с.).
   
Подвеска Fiat настроена на комфорт. Она мягкая и без проблем «глотает» подавляющее большинство выбоин на дороге. Но есть и обратная сторона – в поворотах высокий Fiorino Qubo заметно кренится. Руль – легкий и в меру точный, поэтому минивэн отлично маневрирует. К тому же, у него самый маленький в этой тройке диаметр разворота – 9,9 м против 10,4 м у Venga и 10,6 м у Roomster. Но рулевое управление не всегда дает понять, где находятся колеса. Сцепление с дорогой очень неплохое. На больших скоростях в салоне слышны шумы ветра и шин. Не вызывают нарекания и тормоза минивэна.
   
Kia, на удивление, увлекателен в управлении, как для семейной модели – по этому показателю он ближе к обычным хетчбэкам. Его руль точный и наполняется тяжестью на высоких скоростях, но немного больше информативности ему не помешало бы. Крены Venga в поворотах не слишком большие, да и сцепление с дорогой не вызывает вопросов. К тому же, недостаточная поворачиваемость дает о себе знать не слишком часто. Но за хорошую управляемость приходится расплачиваться комфортом езды – некоторые неровности ощутимы. У минивэна довольно неплохая шумоизоляция. Хорошо проявляют себя и тормоза Venga.
   
Skoda – своеобразный компромиссный вариант. Его управляемость нельзя назвать настолько интересной, как у Venga, и более уверенной, чем у Fiorino Qubo. Езда в Roomster – в меру упругая, но дискомфорт создают лишь действительно глубокие выбоины. Правда, подвеска чересчур шумная. Автомобиль невысокий, а потому нежелательные движения кузова в виражах не беспокоят. У минивэна отлично настроенное рулевое управление – оно точное и информативное. Поворачиваемость автомобиля близка к нейтральной. Также следует отметить хорошую курсовую устойчивость на высоких скоростях. Тормоза обеспечивают уверенное замедление.
   
Fiat Fiorino Qubo 1,4 Active самый доступный в этой тройке: он стоит 285 000 гривен. Он привлекает большим внутренним пространством и хорошей маневренностью. Цена Kia Venga 1,4 base – 295 000, он привлекает внимание экономичным двигателем и хорошей управляемостью. Skoda Roomster 1,4 Elegance несколько дороже соперников – 451 000 гривен. Его сильные стороны – богатое оснащение и вместительный багажник.